Вред и польза раннего развития детей

Современные мамы и папы очень спешат дать своим детям раннее образование, при этом, оказывается, они наносят немалый вред их психике

В наше время методики раннего развития стали чрезвычайно популярны – уже в колыбели детей различными способами учат читать и считать. Но психологи бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем  методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания? 

Раннее обучение – что это?

Так называемый вирус с названием “раннее развитие детей” поразил большинство молодых родителей крупных городов. “Моя дочь уже в 3 года читает…” – “А мой сын – считает”, – хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие “развитие” употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних “школах для младенцев” занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм взрослых подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку “ранний старт”, повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине XX века с лозунга педагогов-новаторов: “После трех учить уже поздно!” Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! “Волшебная палочка” для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских “брендов”: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

Система Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог – дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. 

Психологи из института РАО считают, что эта система в ее традиционном варианте “ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию”. Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

“НУВЭРС” Никитиных

Семье Никитиных принадлежит идея “НУВЭРСа” – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более “мирным” путем.

Кубики Зайцева

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, “увидев” единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. 

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку – их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для “звонких” кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по “кубикам Зайцева”. Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева “тупость” двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание “МА” как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много – около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать “складовое” чтение?


“Читать раньше, чем ходить”

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть “Бородино” Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития – покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно. 

“Подводные камни” ранних успехов 

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на “ранообучаемых” детей: “Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит”, “Девочке – 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро “накалякает” и бежит машинки катать!”, “Нам 5 лет – читает только из-под палки, только, если ремень видит”. 

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками. 

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя. 

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие – явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. 

Драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать – значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно “переваривать” информацию, выраженную в символах. 

Если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, “переболев” новомодными методиками, возвращаются к играм в “Ладушки” и сказкам про “Колобка”. Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов. 

← Жми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

 
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ. ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД? В настоящее время перед родителями встает ряд вопросов: «В каком возрасте отдавать своего малыша на занятия? В каких центрах лучше обучаться? На какие программы водить своего ребенка? Какие методики раннего развития и какие школы наиболее эффективны? Чем могут помочь ребенку такие занятия в дальнейшем?»
Что же такое «ранее развитие»? Какую пользу оно может нести ребенку? Как и когда лучше начинать обучение и развивающие программы? Какой вред может принести ребенку участие в программах раннего развития? Раннее развитие детей в настоящее время - это мода, необходимость или что-то еще? На эти вопросы мы предложили ответить нашим специалистам-психологам и психотерапевтам.
Ольга Хмелевская, психолог, психотерапевт, г.Санкт-Петербург. Раннее развитие ребенка - это данность, которой родители должны соответствовать. Наивно полагать, что развивающийся быстрыми и правильными темпами ребенок означает отсутствие проблем у родителей. Не все так просто. Растущий рядом ребенок - это ежедневная масса вопросов «зачем?» и «почему?». На них желательно не просто ответить, а ответить понятно и убедительно. Иначе их зададут другим людям, и нет никакой гарантии, что эти ответы будут добры и позитивны. А дети с ранним развитием такими вопросами просто фонтанируют, да и сами вопросы могут поставить кого угодно в тупик. Например, «Почему песок называют ПЕ-СОК? Он же сыпется, значит, он СЫ-ПОК. Или из него, когда он мокрый, можно лепить. Тогда он ЛЕ-ПОК. А он почему-то ПЕСОК?». А ответить надо... Ребенок с такой данностью может быть и радостью, и проблемой. Все зависит от того, насколько ему «повезет» с родителями. Есть родители «по призванию». Именно они умеют воспринимать ранее развитие ребенка как данность, помогая ребенку во всем, но не создавая лишнего ажиотажа вокруг ситуации. Они с удовольствием наблюдают, как их чадо постигает мир и осваивается в нем. Их не раздражают бесконечные вопросы и следующие за ними выводы, наоборот. Они с удовольствием участвуют в этом процессе даже тогда, когда сами не знают ответов. Тогда процесс поиска ответов становится совместным. Становясь своему ребенку настоящими друзьями, они могут умело корректировать темп постижения мира ребенком. Где надо, отпустить жеребенка на волю, где надо, попридержать, чтобы отдохнул и набрался сил. Таких родителей не раздражает неуемная энергия и любознательность их наследника. Они умело направляют этот поток в нужное направление, все время при этом находясь где-то рядом. Для страховки. Безусловно, такие родители гордятся своими быстроразвивающимися детьми, но не будь этого, они любили бы их не меньше. Ведь пожелать своему ребенку полноценного, по возможности беззаботного детства, может только не задавленный родительскими амбициями человек. Хуже, когда родителями ребенка с ранним развитием, становятся по сути своей взрослые дети с поздним развитием. Это - частая беда наших дней. Люди становятся ответственными за растущую рядом жизнь, но при этом толком не знают, что делать со своей. Быстро развивающемуся ребенку в этой ситуации не от кого взять ориентиры и подсказки. Взрослым не до него. Они все еще решают вопросы позавчерашнего дня: кто они, кого любят, что хотят. Вариант, когда ребенка в этой ситуации предоставляют самому себе, не самый неудачный. Он, умненький, с чем не справится, то обойдет стороной. Хуже, когда инфантильные родители «прячутся» от жизни за такого ребенка или начинают нещадно эксплуатировать его способности, компенсируя тем самым отсутствие своих собственных. Такие дети рано становятся «маленькими старичками». Это наглядный пример поговорке «Дал Бог дар, да не в те руки!». Вот и получается, что дар - это только возможность, а ценностью его могут сделать руки, в которые он попадет. Жаль, что у него нет возможности самому выбирать нужные ему руки! Ольга Швандерова, психолог-психоаналитик, г.Екатеринбург. Какую пользу может нести раннее развитие ребенка? Уточняя терминологию, определим «раннее развитие» как психологическое, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка в возрасте от рождения до 3-4 лет. В большинстве случаев акцент делается на ускорение развития путем введения элементов обучения. По моему мнению, раннее развитие может быть и нужным и полезным только при условии всестороннего развития, включающего не только обучение, но и формирование отношений между родителями и ребенком. На примере этих отношений ребенок смоделирует систему взаимодействия с миром на всю дальнейшую жизнь. В основе раннего развития - стимулирование познавательной активности. Но это не метод выращивания гения, а возможность получить эмоциональное и физическое удовлетворение от соприкосновения с окружающим миром в безопасных условиях, при поддержке матери. Только родители, умеющие принять не только успехи, но и неудачи ребенка, смогут дать ему ощущение безопасности и стимул к дальнейшему познанию. Здесь мама не фанатично преследует цель добиться высоких результатов, а также получает удовольствие от самого процесса общения с ребенком, заново открывая для себя мир его глазами. Опыт, полученный в результате такой совместной деятельности, такого стиля общения и есть наиболее ценное достижение процесса раннего развития ребенка. Как и когда лучше начинать обучение и развивающие программы? Нет общих для всех рекомендаций, как не должно быть раннего развития вообще, только раннее развитие конкретного ребенка, помогающее ему развиваться быстрее, чем он мог бы без занятий. Ориентирами может служить заинтересованность самого ребенка, его эмоциональный настрой. А для родителей - это эмоциональный настрой на ребенка, позволяющий проводить такие занятия с самого рождения, и даже до него (пренатальные психологи разработали методики дородового развития, обучения и воспитания, например Cонатал, Baby Plus Prenatal Education System) Выбирая методику занятий из большого разнообразия предлагаемых сегодня необходимо внимательно ее изучить и определить, насколько она подходит именно для вас и вашего ребенка, насколько комфортна и интересна. Ни одна рекомендация не может быть точнее материнского ощущения, но для этого мать должна доверять себе, воспринимая себя «достаточно хорошей», а не идеальной матерью. Какой вред может принести ребенку участие в программах раннего развития? Занятия, которые проводятся в игровой форме, с хорошим настроением, безо всякого насилия над ребенком, только при условии его заинтересованности и хорошего самочувствия, не могут принести вреда. Возможность научиться полнее использовать свой физический, эмоциональный и интеллектуальный потенциал – это отличный шанс. Главное в этих занятиях не переступить опасную грань, когда занятия проводятся не ради ребенка, а ради достижения результатов. У каждого малыша свои сроки развития, только следуя за его познавательными потребностями и физическими возможностями можно извлечь пользу из такого обучения. Нельзя также не учитывать тесной связи между типом личности ребенка, проявляющимся уже с первых дней жизни, и его способностями. Раннее развитие детей в настоящее время - это мода, необходимость или что-то еще? Хотя идеи раннего развития не новы, в последнее время в нашей стране они приобретают все большую популярность, муссируются в СМИ, повсеместно открываются центры раннего развития. С одной стороны, современный темп жизни требует все большего соответствия самым высоким стандартам, а с другой - появляется риск унифицированного подхода к этому вопросу. Самый большой вред может принести ребенку ситуация, когда он становится заложником родительского тщеславия, когда для того, чтобы ощущать себя хорошим, а еще лучше идеальным родителем, приходится воспитывать «особенного» чудо-ребенка. Без этого подтверждения собственной «хорошести» мать не может ощущать себя комфортно в новой для нее родительской роли. Но при таком подходе и у ребенка появляется своя роль – он становится так называемым в психоанализе «нарциссическим расширением» матери, т.е. не самоценным объектом, а носителем функции подтверждения материнских достоинств, в то время как собственные потребности ребенка отходят на второй план. По ряду причин этот тип патологии детско-родительских отношений в последнее время становится далеко не редким. Для иллюстрации вышесказанного можно привести такой пример (возможно, кому-то он может показаться спорным): Бориса Павловича и Елену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Большево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Мне кажется, что передовые методы воспитания, не только физического, но и интеллектуального (развивающие игры, пособия, «опережающие условия» для развития, создаваемые в семье, культ раннего развития способностей), описанные в многочисленных популярных брошюрах, изданных Никитиными-старшими, не всегда были направлены только на помощь конкретному ребенку. Постоянное внимание общественности к методам воспитания, телевизионные съемки, репортажи, интервью, особое отношение к Никитиным-младшим в школе скорее тешили самолюбие родителей, чем приносили позитивный заряд детям. Все семеро детей Никитиных были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели, но ни один из них не стал в старшей школе ни отличником, ни тем более медалистом. Они были необыкновенно развиты физически и показывали в раннем детстве удивительные результаты в беге, прыжках, поднимали три-четыре собственных веса. Но среди прославивших школу спортсменов Никитиных тоже нет. Все Никитины были младше остальных детей в классе. Раннее развитие творческих способностей предполагало раннее поступление детей в школу. Алеша, например, был младше одноклассников на два года. Антона, по настоянию папы, в восемь лет перевели в... пятый класс. Борис Павлович исписал три страницы машинописным текстом, дабы убедить завуча, насколько сын лучше читает, решает задачи и уравнения, чем пятиклассники. Аня поступила в школу в семь лет - сразу во второй класс, потом, в четвертом классе, что называется, перескочила: полгода училась в четвертом, а полгода - в пятом классе. Юлю отдали в первый класс, когда ей еще и пяти лет не было. Разница в возрасте с одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. "То, что мы были младше остальных в классе, изолировало нас от круга сверстников, - говорит Юля, - и меня лично разучило общаться с другими людьми, кроме семьи". "Если бы я училась со своими ровесниками, может быть, и характер у меня формировался несколько иной, - грустит Люба, - я и сейчас не умею находить контакт с окружающими..." (по материалам статьи «Никитины хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.) Никитины были вынуждены часто менять школы. Старший, Алексей, учился, например, в семи разных классах, в четырех разных школах. Ученики тех классов, в которых он учился, издевались над ним, нередко и били. Друзей у Никитиных в школе не было. "В первые годы в школе у меня было большое желание что-то сделать для других, - вспоминает Алексей. - Но оно натыкалось на глухую стену, любая инициатива душилась в зародыше. Школа была для меня хорошей подготовкой к жизни, я узнал, что такое быть изгоем". (по материалам статьи «Никитины хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.) Учителя Никитиных в основном не любили. В начальной школе все Никитины так привыкли к ничего неделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя их запаса знаний уже не хватало. Парадокс: детей в семье приучали к труду, у каждого по дому были свои обязанности, которые строго выполнялись. Учеба в школе, видно, к категории "труд" не относилась. Общественной жизнью Никитины не занимались. Самые страшные воспоминания связаны с внешкольными мероприятиями и продленкой, куда каждого из них обязательно записывали из-за бесплатных обедов как детей из многодетной семьи (по материалам статьи «Никитины хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.) «Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки. Но этот же эксперимент позволил родителям на протяжении многих лет оставаться в центре внимания широкого круга читателей, телезрителей, всех интересующихся проблемами детства. Такая упорная демонстрация своих педагогических талантов (Никитиными было написано несколько книг и брошюр, посвященных их новаторским достижениям) позволяет мне предположить, что в этой семье дети служили нарциссическим расширением родителей, простых провинциальных преподавателей, ставших известными всей стране. Упорство в достижении педагогических целей и реализации новых идей не всегда позволяло разглядеть истинные потребности ребенка, принять его физическое и интеллектуальное несовершенство, любить его не за достижения, а за сам факт существования. Нарциссическая уязвленность родителей требовала компенсации в виде чудо-детей. Екатерина Анкина, психолог, мастер-практик НЛП, г.Екатеринбург. Какую пользу может нести раннее развитие ребенка? Каждый возраст несет с собой свои возможности и ограничения. Чем младше ребенок, тем более базовые знания и умения закладываются в этот период. Формирование нейронных цепей активно протекает в раннем периоде. Из многочисленных экспериментов на животных известно, что чем в более обогащенной среде животное росло, начиная с рождения, тем более «умным» оно становилось во взрослом возрасте, и тем с более сложными заданиями справлялось. То же самое можно говорить и о человеке. А если какая-то информация будет лишней для ребенка, несвоевременной она просто пройдет мимо его внимания. Но есть и другая точка зрения на раннее воспитание. Ф. Дольто, известный детский аналитик, считает что дети - это маленькие дикари, живущие в мире мифологии. И будить детей, вытаскивать их из этого мира не надо слишком рано. «Если инициировать ребенка преждевременно - он потеряет свой потенциал». Самое главное, что родители могут делать для ребенка в раннем детстве - это предоставлять максимальную исследовательскую свободу. Ребенок сам выберет, что ему интересно. По сути, эти точки зрения не противоречат друг другу, т.к. главная задача и в том и другом случае - это создать ту среду развития, в которой бы ребенок смог благоприятно развиваться и реализовывать свою активность. От себя добавлю - самое главное, что родители могут дать ребенку - это показать, как учится на своих ошибках и не бояться их, как радоваться, когда открываешь что-то новое. Показать свой мир, конечно на языке доступном для понимания и ребенку и заложить базовые схемы, по которым ребенок в дальнейшем будет осваивать мир. Раннее развитие детей в настоящее время - это мода, необходимость или что-то еще? Важно понимать с какой целью многие родители стремятся отдать детей в школу в раннем возрасте. Один из главных факторов - это повышение конкурентоспособности ребенка в будущем и косвенная подготовка его к производству. Нацеленность на получение прибыли в дальнейшем от тех способностей, которые мы интенсивно развиваем, начиная с раннего возраста. Эту цель диктует общество. Родители хотят, чтобы дети были успешны и вовлекаются в эту игру, забывая о самих детях. Если эта цель становится ведущей, то от детей слишком много требуется, и развитие, которое должно приносить радость, несет лишь озабоченные лица родителей и отказ детей заниматься, либо страх ошибиться. Если же обучение проходит как игра, где ребенок всегда выигрывает, потому что приобретает ценный опыт - такое восприятие у ребенка сохраниться и в будущем. Когда и как лучше начинать обучение и развивающие программы? Ребенок обучается постоянно - хотим мы того или нет. И самое важное - он смотрит, как его родители живут и повторят их поведение. Выбор развивающей программы и сроков зависит от предпочтений родителей и от их возможностей. Если для родителей важно обеспечить ребенку ту необходимую обогащенную среду для развития ребенка, то можно пойти в школу развития или в клуб. Хотя это не снимает ответственности с мамы за развитие ребенка во все остальное время. Для многих мам посещение школы или клуба является способом общения, получения новой информации, и даже налаживания дружеских отношений с другими родителями, восприятия разных точек зрения на воспитание и развитие ребенка. Главное для родителей осмысленно реагировать на любую рекламу развивающих программ. Например: «Ваш ребенок будет читать в два года!». Может быть и будет, но с какой целью? В любом базовом учебнике по психологии развития, описаны те периоды, в которые психические функции и способности наиболее предрасположены к развитию, так называемые сензитивные периоды. Обучение чтению дается особо легко ребенку начиная примерно от 4 и до 7 лет. В это время процесс проходит уже более осмысленно, быстрыми темпами и с пониманием со стороны ребенка для чего это ему нужно. Уже в самом раннем периоде детства - мы можем развивать двигательную активность ребенка, эмоциональную сторону, развивать его восприятие. Главное, чтобы любая деятельность - будь это музыкальное занятие, лепка, рисование или освоение счета проходила в игровой форме, и от ребенка не требовалось слишком много, а любые его успехи поощрялись мамой и педагогом. Какой вред может принести ребенку участие в программах раннего развития? Опасность здесь кроется в неверном поведении родителей или педагога. Когда от ребенка слишком много требуют того, на что он еще в принципе не способен, это отрицательно сказывается на формировании его самооценки и на желании чему-то учится. И отрицательную роль может играть, когда родители смотрят на других детей того же возраста, у которых что-то хорошо получается, сравнивают своего ребенка с другими, начиная считать его менее способным. Забывая о том, что темпы развития каждого ребенка индивидуальны. И самое главное - ранее обучение ребенка каким-либо навыкам напрямую не связано с успешностью его в будущем и с тем, насколько счастливо и достойно он проживет свою жизнь. Прежде всего, важны отношения родителей и ребенка! Людмила Жукова, психолог, журналист, г.Киев. Раннее развитие - это "обучение" ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Всем известен тот факт, что дети начинают учиться сразу же после рождения, и установлено, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка. Когда мы говорим о раннем развитии, то подразумеваем создание развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии. Этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием. Давайте более углубленно рассмотрим, каковы предпосылки раннего развития ребенка. К показателям психического развития ребенка относят: развитие познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления); становление системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, направленность, ценностные ориентации); овладение практическими и умственными навыками для обеспечения в будущем продуктивной и творческой деятельности. Благодаря экспериментальным исследованиям российских и зарубежных ученых известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетеросинхронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. В диагностике возрастного развития важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что только созревает. Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций составляет самую главную и трудную задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением "зоны ближайшего развития". "Зона ближайшего развития - это область еще не созревших, но созревающих психических процессов. Например: В возрасте 1-3 лет активно развивается предметное мышление. Оно является индикатором сенсомоторной сферы ребенка (процессы ощущения и восприятия). В возрастном отрезке 3-4 года "зоной ближайшего развития " будет образное мышление, которое развивается на базе предметного. Зачатки образного мышления может разглядеть и протестировать опытный психолог, знающий в какой временной период следует развивать именно это качество. Мы подходим к тому, что раннее развитие ребенка должно проводиться под руководством опытных специалистов. Опытные психологи, работающие в области раннего развития, знакомы с исследованиями представителей передовой психологической мысли - Выготского Л.С., Эльконина Д.В., Леонтьева А.Н., Божович Л.И. Также, они хорошо ориентированы в возрастных периодах развития ребенка, учитывают кризисы 1-го и 3-го года жизни, знают последовательность формирования личностных новообразований. Например, по Божович Л.И.: "Центральным, то есть личностным новообразованием 1-го года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды". Божович называет эти представления "мотивирующими". Их действие освобождает ребенка от "диктата внешних воздействий". Хотя он сам этого еще не осознает , но начинает становиться субъектом. К 3-му году жизни, то есть к концу раннего детства, "центральным новообразованием ...является" система "Я" и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому", что выражается в формуле - "Я сам ". Потребность в реализации и утверждении своего "Я" ...является доминирующей". В этот период сталкиваются две силы - "хочу" и "надо". Происходит формирование самосознания. Хочется еще раз акцентировать внимание на том, что ранним развитием ребенка должны заниматься или руководить опытные специалисты. Есть две крайности этого процесса: фанатичное форсирование самими родителями раннего развития, но в своем понимании этого слова, и "Нельзя отнимать у ребенка детство". Самостоятельное дилетантское вмешательство родителей в последовательность естественных процессов развития ребенка может приводить к когнитивным и эмоциональным сбоям развития. Это тоже самое, что в медицине называются "самолечение". Только врач, знающий периоды развития, скажем, воспалительного заболевания, - назначает сначала противовоспалительную терапию, затем рассасывающие процедуры, затем средства, восстанавливающие микрофлору. Раннее развитие ребенка - это наработки и исследования ученых последних лет. Внедряться в механизм развития психических процессов ребенка позволительно только специалистам, которые знают последовательность фаз развития, могут квалифицированно диагностировать и оценить уровень развития ребенка и определить "зону ближайшего развития" с тем, чтобы в унисон естественным процессам помочь ребенку развить те качества, которые бурно развиваются именно в этот временной период.
СПАСИБО ВСЕМ СПЕЦИАЛИСТАМ – УЧАСТНИКАМ ОБСУЖДЕНИЯ!
Добавить комментарий

Все чаще можно встретить мам с лозунгами «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением». Давайте разберемся в причинах по которым мамы отказываются от таких заманчивых возможностей для своих малышей. Оказывается, эти дальновидные мамы потрудились изучить не только преимущества методик раннего развития, но и побочные эффекты от их применения. С анализом побочных эффектов от развивающих методик дела обстоят удручающе — их, зачастую, невозможно ни увидеть, ни измерить, ни отследить. Только здравая логика и кропотливое изучение результатов научных исследований могут остановить современных родителей от ошибок в применении методик раннего развития.

Содержание

  • Понятия «раннего развития» и «раннего обучения»
  • Негативные последствия раннего обучения
  • Мнения специалистов о негативных последствиях раннего обучения
  • Правильные ориентиры для раннего развития

Вред раннего развития | Отличие понятий «раннее развитие» и «раннее обучение»

(вернутся к содержанию)

Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не раннее развитие, а раннее обучение. Прошу все мои прежние нападки на раннее развитие относить к раннему обучению и злоупотреблению методиками.

Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:

Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, стимулирующая познавательный интерес;

Раннее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).

Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:

  • Раннее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
  • Раннее развитие. Если молодая мама с восторгом делится о том, что её чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.

Собственно, уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.

Вред раннего развития обучения | Негативные последствия

(вернутся к содержанию)

  • Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
  • Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
  • Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
  • Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
  • Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки, обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)

Вред раннего развития | Мнения специалистов

(вернутся к содержанию)

Марьяна Безруких директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:

«…Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения…»

Татьяна Волосовец директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:

«…Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться»

Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать«:

«…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…

В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.

Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…«

Ольга Писарик — блогер, чьи профессиональные интересы лежат в области психологии развития, из статьи «О раннем обучении вскользь»:

«…Если раньше нейрофизиологи считали, что за выполнение определённых интеллектуальных задач отвечают определённые области мозга, то теперь понятно, что по мере развития мозга, по мере того, как созревают новые области, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.

Вы спросите, причём тут раннее обучение? А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее «перепроложить маршрут» на более эффективный. Таким образом, раннее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.

Логику «надо начать пораньше и тогда к 6 годам мы оторвёмся от конкурентов, а к 17-ти у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале садит картошку в открытый грунт, с тем, чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Всё хорошо в своё время, и в обучении «раньше» не значит — «лучше».»

А.В. Семенович — известный нейропсихолог, профессор МГППУ, из учебного пособия «Ведение в нейропсихологию детского возраста»

«…Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»

Дарья Иванченко — логопед, выдержка из статьи «Кубики Зайцева»:

«…Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает…»

Ольга Исаенко — детский психолог, кандидат психологических наук, из методического пособия «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей» издательства Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. :

Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358:

«…В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отста­вать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начи­нают форсировать темпы детского развития. Под видом модер­низации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощен­ной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускоре­ние детского развития, или акселерация, провоцируется и поощ­ряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит од­носторонний, механический характер и является форсирован­ной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психо­логии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерно­му упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляет­ся с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не уме­ющем. В последнее время данное представление подкрепляет­ся лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространя­ется на их фактическое и психологическое равенство,соглас­но которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре­ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят по­лезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог­раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демокра­тизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представ­ление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию воз­можностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от при­нятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение не­которыми знаниями и навыками)…»

Правильные ориентиры для раннего развития

(вернутся к содержанию)
«Нет» — раннему обучению, «Да» — раннему развитию! По мнению многих специалистов, самым важным ориентиром в раннем развитии является восприимчивость к той или иной информации — сенситивные периоды. Для определения восприимчивости малыша к определенной информации можно воспользоваться как родительским чутьем, так и готовыми наработками психологов и педагогов. Одна из наиболее популярных сенситивных периодизаций составлена Марией Монтессори:

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПО МОНТЕССОРИ

Наименование

Период

 
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ длится в среднем от 0 до 6 лет Общение, взаимодействие, пение, чтение для ребенка
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА длится от 0 до 3 лет, наиболее интенсивно около 2 — 2.5 лет. Обеспечиваем:
  • пространство для управления порядком – шкафчики с игрушками, вещами и т.п.;
  • ёмкости разной величины для складывания/вытаскивания;
  • кубики;
  • пирамидки.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (развитие всех видов восприятия: тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д.) Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Обеспечиваем обилие сенсорной пищи:
  • сенсорные коробки с наполнителями различных фактур (фасоль, манная крупа, рис, вата, другой наполнитель);
  • прослушивание и воспроизведение различных музыки и звуков;
  • сюжетно-ролевые игры.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет
  • обеспечиваем игрушками и предметами, состоящими из частей и собирающимися в целое — конструкторы, пазлы и т.п.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ от 1 года до 4 лет Поощряем двигательную активность.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ в возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Обеспечиваем достойный образец для подражания.

Вооружившись таблицей сенситивных периодов можно вплотную рассмотреть развивающие методики на предмет интересных и полезных упражнений. Например, демонстрация большого количества карточек по методике Домана, в период, когда мозг малыша требует сенсорного развития, может вызвать сенсорный голод. Гораздо более приемлемо показывать не карточки с изображениями предметов, а сами предметы. Методика предложенная Монтессори заключается в создании оптимальных для развития условий окружающей среды — обеспечения необходимыми игрушками и другим дидактическим материалом.

Несмотря на разнообразные рекомендации методик, следует помнить, что наиболее полноценным видом деятельности для детей раннего возраста являются сюжетно-ролевые игры, так как они, в отличии от большинства других занятий для детей, обеспечивают равномерное качественное воздействие одновременно на множество сенситивных центров. Специалисты рекомендуют уже с полугода приучать ребенка к сюжетно-ролевым играм. Начинать такие игры лучше всего с имитации типовых бытовых ситуаций при помощи игрушек. Показывая, как куклы и плюшевые игрушки, кушают, умываются, одеваются, укладываются спать, играют, танцуют, ходят на горшок, ребенка можно заинтересовать не только навыками самообслуживания, но и играми, в которых максимально развивается фантазия и мышление. Помимо сюжетно-ролевых игр достаточное количество внимания необходимо уделять подвижным играм (догонялки, прятки и т.п.) и чтению книг. Занятия из методик раннего развития могут дополнять основное времяпрепровождение малышей в играх, но ни в коем случае не заменять!

Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие ориентиры для гармоничного раннего развития:

  • создание условий для сюжетно-ролевых игр: предоставляем игрушки, регулярно выделяем время для игр, придумывая разные односложные сюжеты;
  • создание условий для подвижных игр: предоставляем малышу пространство и игрушки для подвижных игр, регулярно выделяем время для игр;
  • чтение и прививание любви к книгам: читаем книжки для самых маленьких и показываем картинки;
  • прививание любви к музыке: прослушивание мелодичной музыки (как правило из категории для самых маленьких или классики);
  • создание развивающих условий окружающей среды: предоставляем малышу развивающие игрушки (пирамидки, кубики, мозайки и т.п.), рабочее место (детские стол и стул) , мелки, краски, пластилин, сенсорные коробки, дидактические пособия, карточки и т.п., регулярно выделяем время для игр и занятий. Данный пункт является основным элементом методики Монтессори.
  • воспитание интереса к творчеству: знакомим малыша с приемами рисования, лепки, аппликации и т.п.

Сегодня родители стремятся дать своим детям все самое лучшее, в том числе и хорошее образование. Они отдают их в лучшие школы, нанимают репетиторов, помогают поступить в престижные ВУЗы. Однако наиболее дальновидные и продвинутые родители понимают, что для того, чтобы их ребенок вырос умным и эрудированным, начинать его обучение нужно с самого рождения.

Для раннего развития есть, по крайней мере, несколько причин:

Причина первая заключается в том, что чем младше ребенок, тем лучше его мозг усваивает информацию.Задумайтесь, каков объем получаемых знаний у младенца первого года жизни. Приходя в этот мир, человек похож на чистый лист бумаги, а к своему первому дню рождению знает уже так много. Обратите внимание, как тянется ваш малыш ко всему новому, как жадно впитывает все, что видит и слышит. И только от вас зависит, что именно будет записано на его подкорку: энциклопедические знания или телевизионная .

Второй причиной, по которой не следует пренебрегать идеей раннего развития с пеленок, является то, что мозг нуждается в постоянной тренировке, ведь он растет лишь благодаря его использованию. Если не приучить ребенка собирать и анализировать информацию с самого нежного возраста, то потом он просто не захочет, да и не сможет это сделать. Мозг растет благодаря использованию.

Третей причиной для раннего развития является школьная программа. Дело в том, что сегодня первокласснику приходится ох как несладко. Приходя в первый класс, ребенок должен знать и уметь очень многое. Как правило, родители спохватываются в последний год, предшествующий школе. Шестилетка идет на специальные курсы, где ему отнюдь не в игровой форме «вдалбливаются» определенные знания. Порой такие методы навсегда отбивают охоту учиться. В то же время те родители, которые занимаются со своим чадом с рождения, имеют в итоге совсем иную реальность. Их дети выделяются среди сверстников широким кругозором, умением получать знания, а главное, ЖЕЛАНИЕМ учиться всему и везде.

Глен Доман говорил: «Познание — это величайшее приключение в жизни. Это самая интересная, важная и развивающая игра на свете. Дети верят в это и будут верить до тех пор, пока мы не сумеем убедить их в обратном».

На сегодняшний день все больше и больше родителей убеждаются в необходимости раннего развития и используют различные методики для обучения своих детей. Многие из них отдают свое предпочтение учению Глена Домана. Почему? Да потому что:

  • Ее результативность подтверждена временем.
  • Методика Домана требует минимум времени и усилий. Она проста в изучении и использовании.
  • Яркие, красочные карточки очень нравятся детям.
  • Обучение по карточкам Домана — это увлекательная игра, это удовольствие, которое получают и учитель, и ученик.

Когда уже поздно

Чем меньше ребенок, тем больше информации он способен усвоить. Сам Доман так писал о возрасте, в котором лучше начинать обучение:

«Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4, это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее 2-х лет — самый легкий и эффективный путь».

По мнению Домана, подтвержденному временем и опытом, ребенок до трех лет усваивает информацию с невероятной скоростью. При этом, чем больше он ее приобретет в нежном возрасте, тем больше сохранит в более зрелом.

Возраст до трех лет является самым оптимальным для обучения. Именно в этот период времени малыш обладает неуемной энергией и желанием учиться. Поэтому до трех лет возможно с легкостью научить ребенка читать, считать, собирать и анализировать информацию и вообще чему угодно, в том числе, и чтению не на одном, а на нескольких языках.

Начинать заниматься по методике Домана можно, в буквальном смысле, с пеленок.

Однако в каком бы возрасте вы не приступили к обучению вашего малыша, для успеха важны два фактора: настрой и объем наглядного материала, используемого при обучении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *