Вред и польза мультфильмов их влияние на детскую психику

Содержание

Чем могут быть опасны мультфильмы…

Опасные мультфильмы: вред для психики ребенка

Сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» предлагает своим читательницам обсудить такую проблему, как современные детские мультфильмы, вред которых многие родители серьёзно недооценивают. Многие из детей перед экраном телевизора или монитором компьютера проводят больше времени, чем в общении с родителями. Занятые мамы и папы с удовольствием включают своему ребёнку анимационные фильмы по первой его просьбе.

Ведь это так удобно: ребёнок спокойно смотрит телевизор, не шалит, не разбрасывает игрушки, не пристаёт к маме с вопросами.

Нельзя сказать, что взрослые совсем не подозревают о вреде мультфильмов. Большинство мам и пап знают, что долго сидеть у экрана вредно для здоровья и для психики ребёнка. Но о том, насколько серьёзными могут быть последствия просмотренных малышами анимационных фильмов, точно знают только профессиональные психологи.

Вред мультфильмов для детей

Маленьких детей привлекают яркие, живые картинки. Поэтому практически любые мультики они смотрят охотно и с удовольствием.

Но психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает.

Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.

Психологи также предупреждают о вреде чрезмерно ярких картинок, мелькающих перед глазами ребёнка во время просмотра ими анимационных сериалов и фильмов. Они рекомендуют детям до 3-х лет показывать чёрно-белые варианты мультиков.

Кроме того, сайт sympaty. net выяснил у профессиональных педагогов и психологов: маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие.

Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.

Вред американских мультфильмов

Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире. Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам и непоправимый вред детской психике.

Российские психологи решили провести эксперимент, чтобы точно определить вред зарубежных мультфильмов. Они пересмотрели все самые популярные американские мультики, которые чаще всего показывают по телевизору: «Шрек», «Алладин», «Красавица и Чудовище», «Гуффи и друзья», «Дональд Дак», «Дятел Вуди», «Золушка» и др.

В результате они пришли к страшному выводу: большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, эти анимационные произведения направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создания семьи и продолжения рода.

Каким же образом работает психологическая программа, закодированная в мультфильмах?

Её главным орудием являются мультипликационные героини. Они — полная противоположность известным женским образам из советских мультфильмов. Ведь Алёнушка, Василиса, Золушка, Марья-Искусница и другие героини, столь любимые детьми предыдущих поколений, отличаются своей скромностью, целомудренностью, какой-то загадочностью. В них нет даже намёка на эротичность. Женственность их фигур едва подчёркивается, а красота является естественной.

У положительных герои.нь мультипликационных фильмов советской эпохи всегда добрые лица и приятный голос. Они являются олицетворением образа материнства и имеют некую схожесть с образом Богоматери.

Совершенно иными предстают героини американских мультфильмов: вред влияния каждой из них кроется в откровенной сексуальности этих красавиц. Женщины из анимационных фильмов распущены. Они не кокетничают и не заигрывают, а умело соблазняют. И такую раскрепощённую модель поведения у них копируют маленькие девочки.

Психологи заметили: практически все эти героини имеют одни и те же черты лица. Это приводит к формированию у мальчиков идеала женской красоты, которой в природе не существует. В итоге потом им будет сложно найти свою половинку.

К тому же, американские мультипликационные красавицы зачастую ведут себя не по-женски: они заправски дерутся, ругаются, легко справляются с мужской работой, демонстрируют свою физическую силу. Такие героини способствуют формированию у детей неправильных стереотипов женского и мужского поведения. Им начинает казаться, что женщины должны быть сильными и самодостаточными, а мужчины – грубыми и безалаберными.

Вред западных мультфильмов заключается именно в том, что они формируют у детей представление о жизни как о бесконечном развлечении и игре. В результате они вырастают безответственными и неспособными решать взрослые проблемы.

Психологи, исследовавшие вред мультфильмов для детей, заметили, что в США эти анимационные произведения использовались для снижения рождаемости. В нашей стране эффект данного психологического оружия тоже уже заметен.

Но если для Америки снижение численности населения в своё время было необходимостью, то для России оно чревато вымиранием. Выходит, для уничтожения нашей нации Америке вовсе не нужно начинать какую-либо войну, достаточно просто распространять вредные мультфильмы.

Но, слава Богу, не всё так страшно. Взрослым вполне под силу защитить своих детей от негативного воздействия западной анимации.

Как защитить детей от вредных мультипликационных фильмов

Конечно, полностью исключить просмотр телевизора из режима дня ребёнка практически невозможно: всё-таки технический прогресс внёс определённые коррективы в наш образ жизни.

К счастью, любой родитель вполне может защитить своего малыша от негатива телевидения. Для этого нужно не так много.

  1. Необходимо хорошо знать содержание анимационных произведений, которые смотрит ребёнок. Нужно постараться, чтобы малыш не видел сцен насилия, не слышал вульгарного юмора, нецензурных высказываний.

  2. Даже самый вредный мультфильм не отразится на психике ребёнка, если он будет смотреть его вместе с родителями, комментирующими происходящее на экране. Родительская оценка поможет дошкольнику лучше понять, где в сказке выдумка, а где – отражение жизни.

  3. Мама может предложить своему малышу смотреть не вредные мультфильмы, а поучительные. Совсем маленькому ребёнку, например, будет интересно и полезно посмотреть такие шедевры советской мультипликации, как «Трое из Простоквашино», «Летучий корабль», «38 попугаев», «Поросёнок Фунтик», «Мама для мамонтёнка», «Чебурашка». Есть хорошие, поучительные мультфильмы и среди современных: «Даша путешественница», «Уроки тётушки Совы», «Фиксики», «Барбоскины» и др.

  4. Нельзя допускать, чтобы телевизор полностью заменил ребёнку общение с родителями.

То есть, вред и польза мультфильмов для детей полностью зависят от родителей. Если мама предложит своему малышу хорошие анимационные фильмы, если научит его пересказывать и обсуждать увиденное, а позже – и анализировать, то в будущем ей можно будет не опасаться за влияние всех видов СМИ на его психику.

Доверив же воспитание малыша телевизору, родители могут потерять контроль над своим ребёнком полностью и навсегда.

Автор: сайт www. sympaty.net – «Красивая и Успешная».—- Когда в семье появляется ребенок, родители волей-неволей начинают смотреть мультики. Казалось бы, что проще — купить диск проверенных советских мультфильмов и успокоиться. Но кто сказал, что ваш малыш будет как и вы, умиляться от восторга, глядя на приключения Чебурашки или дяди Федора из Простоквашино?

В его социуме живут совсем иные персонажи — супермены, пингвины, тачки, смешарики, и тому подобные существа. И если вы хотите понимать своего ребенка, вам придется познакомится и с ними. Иначе в песочнице и дет.саду ему поговорить будет не о чем. Однако я не раз замечала, что мой 5-летний Ростик после просмотра некоторых мультиков начинал кусаться или плохо спать. Запретить смотреть мультфильмы — нереально. В этом возрасте пульт для ребенка — любимая игрушка, и отобрать ее не представляется возможным. К тому же психологи считают, что если человеческая душа тянется к просмотру этого фильма, значит, что-то душе от этого фильма нужно.
«Задача» родителя — разобраться, какие именно эмоции движут ребенком и как их правильно размещать, выплеснуть. А каждый просмотр мультфильма желательно обсуждать с малышом, особенно если ему всего от 2 до 5 лет, что здесь хорошо, а что плохо, чтобы он не взял на вооружение какой-то негативный образ или элемент поведения. В таком случае ни один не будет опасным и вредным.На что же именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления о них 5-летнего ребенка — Ростика.
После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу СТАШУК:

«Маша и Медведь»
— воспитывает в ребенке садиста
«Маша и Медведь» — один из любимых мультфильмов Ростика. Диск, на котором записаны серии, засматривался до дыр и не единожды переписывался. Во время просмотра Ростик прыгает по комнате, шумно играет машинками, скачет по дивану и очень веселится. Как-то выпросил пластиковую часть от шприца (без иглы) и бегал за всеми с криками «Давай-давай лечиться!».
Ольга Сташук:
Классический пример садомазохизма, где есть жертва (Медведь) и маленький садист (Маша). Идентифицируясь с Машей, ребенок испытывает триумф от того, что внутренне «берет верх», «делает» взрослых. Таким образом он выплескивает все накопившиеся эмоции наружу. Маша является эдаким «транслятором» детского саботажа, причем совершенно спонтанным. Всем своим поведением она требует: «Что бы еще такого сделать, чтобы меня остановили?». Позитивный, природный, но в целом деструктивный ребенок. Побыть в роли Маши мечтает каждый из нас — и в этом успех мультсериала. В роли Медведя — совершенной жертвы — чаще бывают бабушки-дедушки, которые все позволяют и все прощают своему внуку. Как правило, после пребывания у бабушек родители несколько дней, как Медведь, хватаются за голову и не знают, что со своим чадом делать. Любая спонтанность граничит с правилами, которые ребенку нужно принять. Принятие правил — наша цена за жизнь в социуме.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
После просмотра «Маши» ребенок, особенно в возрасте до 6 лет, может стать более активным, более спонтанным. Это нужно умело дозировать, направлять в созидательное русло. Задавать вопросы: «А тебе не жалко Мишку? Как думаешь, тут Мишке больно? Вот тут я на Машу злюсь, а ты?».«Пингвины из Мадагаскара» — культивируют «сортирный» юмор
У Ростика мультик «Пингвины из Мадагаскара» — лидер по просмотрам две последние недели. Просит включить его и перед походом в садик, и после ужина дома. Как только он начинается, Ростик принимается кричать на всю комнату: «Шкипер! Ковальски!». Появилась и новая шутка: подойти к маме или папе, укусить за руку или щеку, а потом долго ехидно смеяться.Ольга Сташук: Не мультик, а находка для психолога. Ощущение, что характеры четко прописаны по типам личности и у каждого пингвина есть свой диагноз. Шкипер — параноидальный солдафон. Рядовой — оптимист, на жизнь смотрит с юмором. Ковальски — интеллектуал, аналитик. Если смотреть по Фрейду, то пингвины явно застряли на стадии, которую проходят дети от 1,5 до 3 лет, когда их приучают к опрятности, хождению в туалет, мытью рук. Здесь четко выписан детский интерес к нечистотам, унитазу, супервонючкам и так далее. И это очень привлекает детей, это темы их обсуждений в садике. Это неплохой выход чувству стыда. Также позитивна и привлекательна слаженность «коллектива пингвинов», их доведение любого дела до конца. Из негатива — в «Пингвинах» нет смыслового спектра. Чему этот мультик учит ребенка? В «Мадагаскаре» хороший посыл — быть самим собой, принимать другого таким, какой он есть, а в «Пингвинах» этого смыслового спектра нет. Задания, которые они придумывают себе, совершенно нелепые: движение ради движения, действие ради действия: давайте весело и дружно делать что то, не понимая, зачем. Неконструктивно.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Спросить у ребенка, какой персонаж ему больше всего нравится. Попросить описать — это и будет образ его внутреннего «я». Тот образ, каким мечтает видеть себя. А это — лучшая диагностика его душевного состояния.«Смешарики» — негативно показывают девочек
Диск с сериалом «Смешарики» Ростику подарили на день рождения. Однако даже одну серию малыш не смог досмотреть до конца. Попросил выключить и больше не ставить. На вопрос «Почему?» сказал: «Мне скучно, давай мы не будем его смотреть».Ольга Сташук: «Смешарики» получили множество премий и считаются «сертифицированными» для показа малышам. Модель мира здесь, и правда, позитивная, где-то перекликается с «Винни-Пухом». Однако может возникнуть проблема с идентификацией персонажей, надо включить фантазию и угадать, что за зверь, скажем, Пин и Копатыч. Вроде бы добрые герои, ничего отрицательного нет. Темы взяты интересные, но и развязки особой не наблюдается. Например, в «Скверных приметах» один из героев начитался книги о приметах и всячески их нагнетал. «Ты сейчас врежешься, потому что у тебя номер 13 на самокате». Возникает повышенная тревожность. В итоге приходит хрюша Нюша и говорит, что это все ерунда. И не объясняет, почему и что делать. В итоге для ребенка скверные приметы так и остались скверными. И что ему делать — непонятно. «Смешарики» хороши для школьного возраста, когда ребенок уже знает, что такое ирония. И еще момент. Единственный женский персонаж в мультике Нюша (хрюша) выведен достаточно негативно. Это доминантный тип женщины. Если мужские герои спокойные, задумчивые, интеллектуальные, то Нюша — маленькая стервочка, которая всеми руководит. Если бы был еще один образ-антипод, это бы как-то сглаживалось. То есть здоровой женской модели здесь не показано. Словом, идея хорошая, но для детского восприятия малышей она не до конца продумана.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ:
Если ребенок дошкольного возраста, то «Смешарики» лучше смотреть со взрослым и обязательно потом обсудить. Спрашивать, например, о чем была серия, что понравилось, чье поведение удивило и т. д.«Губка Боб» — отупляет детей
Обычно активный и подвижный Ростик смотрел «Губку», почти не двигаясь. И в какой-то момент спросил: «А что, можно съесть фонарик?». Оказалось, в серии герой проглотил фонарик и зажег его изнутри. Пришлось срочно выключить телевизор и рассказывать, что Боб шутит и так делать нельзя.Ольга Сташук: Смысла в сериале нет, шутки крайне примитивные: постучали друг дружке по голове, кинули мороженым в стекло. Губка и его друг десять раз не могли влезть в автобус, потому что в очереди то Губка заснул, то конфету себе в ухо засунул, то съел фонарик. Все, что придет ребенку в голову после просмотра, — засунуть себе что-то в ухо. Что, согласитесь, довольно опасно. Самый низкопробный юмор, сравнимый со смехом от битья кувалдой по голове. Думаю, мир аутистов богаче и логичней, чем мир Губки Боба. Если задача родителя — отупение ребенка, то «Губка Боб» — лучший помощник. Кстати, в штате Вирджиния проводили эксперимент: группе дошкольников показывали несколько серий одного мультфильма, а потом проверяли их на концентрацию внимания, агрессивность, гиперактивность. После «Губки Боба» дети показали наихудшие результаты.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ:
Не показывать детям до 10 лет в надежде, что потом ему это вовсе будет неинтересно.«Спайдермен» — повышает тревожность
После просмотра серии «Человека-паука» Ростик долго не мог уснуть, метался по комнате, изображая спайдермена. Ночью он с кем-то дрался и ссорился, пришлось даже будить, потому что он чуть не вывалился из кроватки. Говорил, что ему снились пауки. Заставил обойти весь дом в поисках живых пауков. Нашел в коридоре одного и не успокоился, пока мы не сняли паучка пылесосом.
Ольга Сташук:
«Человек-паук» может быть крайне привлекательным как для мальчиков, так и для девочек с 4 лет. Тема старая, но очень популярная — игра в супергероя, богатыря, который всех спасает и обладает недюжинными способностями. Ребенку нужно иметь подобную идеальную модель: для мальчиков — символ мужественности, для девочек — образ защитника. Для деток постарше есть тема гражданской ответственности: нельзя проходить мимо того, кто в беде. И в этом кроется большой перекос. Когда один человек берет личную ответственность за все, что происходит в мире, и сам пытается перекроить весь мир — это идея-фикс. Супергерой возникает, если мир — тотальное зло и несправедливость, и после просмотра может возникнуть излишняя тревожность. Хотя в случае с очень спокойным по натуре Ростиком «Человек-паук» может даже приносить пользу, дав ребенку понять, что где-то в нем внутри сидит та личность, которая сможет дать отпор, всех победить, навести порядок и справедливость. Похоже, что во сне он проживает то, что не позволяет себе в повседневной жизни (постоять за себя, выплеснуть обиды).СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Спрашивать, как бы ребенок поступил на месте Человека-паука. Объяснять, что мир надо изучать, а не сразу изменять. И что ребенок не один, как герой мультика, а вокруг есть много людей, способных помочь.«Лунтик» — воспитывает в ребенке жертву
Был период, когда «Лунтика» Ростик смотрел регулярно каждое утро после завтрака. Хватало его ровно на одну серию, после просил переключать на что-то более динамичное. Сначала даже не мог понять: «Лунтик, это кто, слоненок?». А когда узнал, что живет он на Луне, поинтересовался: «А что, луна фиолетовая?».Ольга Сташук: Многие ругают мультфильм «Лунтик» за то, что главный его герой — «не лягушка, не зайчонок, а неведомый зверушка». Ведь мультик для детей от трех лет должен быть максимально приближен к реальным образам. При этом идентифицируя себя с фантазийным персонажем, ребенку свойственно искать свою неповторимость. «Драйверы» или установки «Лунтика» — однозначно нездоровые. Например, установка: «Я должен быть хорош для всех. Любовь необходимо заслужить» воспитывает жертву и стремление «не быть собой», а угождать и всячески соответствовать требованиям социума. в итоге Лунтик такой хороший, что от него начинает тошнить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ:
Если ваш ребенок правильный и тихий, такой как Лунтик, то психотерапевты настоятельно рекомендуют комментировать отдельные фрагменты, выражая свои естественные эмоции.
Например: «А вот я бы тут разозлился!».

— И это лиж малый их перечень!

Анастасия Белоусова

—-

Не надо быть дипломированным психологом, чтобы понимать: маленькие дети готовятся к взрослой жизни, подражая тому, что видят. А что они смотрят охотнее всего? Мультфильмы. По телевизору, который есть в каждом доме. Что же смотрят наши дети?

«Сказочные принцессы и добрые молодцы в дефиците»
Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково Московской области:
— Я отец четверых детей, и конечно же, вынужден следить за тем, чем потчуют наших детей практически все телеканалы. Я говорю «потчуют», потому что хороших детских передач и хороших мультфильмов очень мало. Гораздо больше таких, которые меня тревожат. Достаточно посмотреть, например, несколько американских или японских мультфильмов подряд, чтобы заметить: безобразное там считается красивым, а зло стало привлекательным, вместо мужества — жестокость и унижение слабых.

Герои похожи друг на друга своей ненормальностью: болезненно огромные глаза, вытянутые или сплющенные головы, примитивная мимика. И чаще всего эта мимика выражает агрессию: брови нахмурены, глаза злые, рот дергается. Ну а если герой улыбается, то его улыбка похожа на оскал. У жертвы почти всегда дебильно-растерянное выражение лица…

Мультфильмы, на которых росло наше поколение, отличаются от современных как небо от земли. Это сегодня озабоченным, встревоженным родителям надо после просмотра импортного мультика срочно объяснять детям, кто на экране плохой, а кто хороший, обсудить сюжет и прокомментировать его с точки зрения здравомыслящего человека… В наших же старых мультфильмах все ясно, понятно. Если герой положительный, у него обязательно светлая одежда, если перед нами невеста, то она всегда красива и непорочна… Кстати, современные мультфильмы в этом смысле сплошь и рядом скатываются к обыкновенному эротизму, хотя ребенку нужна не суперледи с соблазнительными формами, а сказочная принцесса. Я давно убедился, что моим детям не хватает на экране именно целомудрия и романтики, что они испытывают настоящий голод по прекрасному.

Особенно опасна, на мой взгляд, безответственность создателей мультфильмов в жанре «прикола». Я знаю случай, когда ребенок сначала помыл своего хомячка, затем хорошенько отжал, а после просушил над горящей конфоркой. При этом он искренне считал, что все сделал правильно. Ребенок же не всегда понимает, что в мультфильме в шутку, а что всерьез. Посидев часок перед экраном, насмотревшись того же «Тома и Джерри», он теряет чувство реальности, утрачивает способность к сопереживанию. Стоит ли волноваться за Тома, у которого совершенно отсутствует болевой порог? К тому же издеваться над своим врагом, оказывается, так весело…

Эти искажения жизненных норм, как минимум, небезобидны, а как максимум вредны и опасны. У ребенка, который через импортный «мульт продукт» познает мир, на подсознательном уровне переворачивается система ценностей и установок.

Зачем такие мультфильмы делают? Что это — скрытая диверсия против самых незащищенных членов общества? Едва ли. Не думаю, что все создатели современных западных мультфильмов действуют злонамеренно. Но в таком случае они не ведают, что творят.

Я не очень надеюсь на то, что в ближайшее время ситуация с мультфильмами на ТВ изменится к лучшему. Значит, родители сами должны защитить своих детей. И прежде всего, понять: не все, что нравится детям, пойдет им на пользу. Может, им нравится играть в мячик на проезжей части. Там гладкий асфальт и места много. Но разве нормальный отец им это разрешит? Опасно, могут и покалечить. То же и с мультфильмами. Ведь душевное и психическое здоровье не менее важно, чем физическое.

Цена дешевого мультика Лидия Семенова, телекритик:

— Наше телевидение берет самую дешевую мультпродукцию по цене примерно 20 долларов за минуту (мультфильмы продаются по минутам). Между тем минута качественного мультфильма в производстве обходится в 6-8 тысяч долларов. Это значит, что чаще всего маленькие телезрители потребляют настоящий мусор, постепенно загаживающий их психику. Но выбор есть всегда.

Отключайте телевизор, ставьте в DVD-проигрыватель диск с умными, добрыми мультиками. Найти их можно. И российские, и зарубежные. На студии «Анимос», например, вышла серия мультфильмов «Русская классика детям». Один из них, «Капитанская дочка», удостоен престижной награды «Золотой орел». Дать детям верные ориентиры — это в ваших силах.

Чебурашка и Человек-паук: кто кого? Наталия Дабижа, режиссер, художник анимационного кино, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Ника», «мама» Чебурашки и старухи Шапокляк:

— Беда в том, что мутному потоку зарубежной мультпродукции очень трудно противостоять. Отечественная школа мультипликации, которая несла нашему зрителю доброе и вечное, снимала неспешное, вдумчивое кино, сейчас дышит на ладан. Можно, конечно, смотреть и пересматривать старые советские мультфильмы, но жизнь меняется, дети ждут новых фильмов с новыми героями в новых реалиях …

Энтузиасты еще снимают высокохудожественные картины. Но кто их видит? Среди прокатчиков они считаются неликвидными. Самый ходовой товар на рынке — жесткий «экшн» с его бесконечными драками, энергетикой зла и насилия. На экране все происходит в таком бешеном темпе, что даже взрослому человеку порой трудно уследить за сюжетом. Поиск новых форм нередко становится для создателей мультфильмов самоцелью, при этом культивируется эстетика уродства. Человек-паук, по-моему, это просто плод больной фантазии.

А начиналось все так невинно… Первые мультяшные уродцы были созданы югославскими художниками лет тридцать назад, но они были безобидными и вызывали скорее умиление. Мой Чебурашка с его огромной ушастой головой и маленькими ножками тоже не вписывается в натуралистическую картину мира, но его ненормальность, согласитесь, очень трогательна, она вызывает желание заботиться о нем, опекать.

В своих фильмах я всегда хотела говорить — и говорю только о любви и доброте. Мой совет вам, дорогие родители: ориентируйтесь при выборе фильмов для своих детей именно на эти качества. Доверяйте себе, своим чувствам, а не сладкоголосым аннотациям. Если вы не находите в новом фильме ни доброты, ни любви, ни красоты, решительно ограждайте детей от таких поделок.

Мультфильм стал товаром, но сохранил великую силу искусства Тамара Болли-Боллесон, культуролог:

— Производство мультфильмов теперь очень выгодный бизнес. В эту индустрию пришло новое поколение мультипликаторов, скорее дельцов от искусства, поскольку в первую очередь их привлекают большие деньги, которые раньше давало только художественное кино. Тот же, кто идет сюда ради высокого искусства и самореализации таланта, теряется в мутном потоке.

Россия стала одним из крупнейших рынков сбыта зарубежной мультпродукции (преимущественно дешевой) и сопутствующих товаров: игрушек, футболок, компьютерных игр, школьных ранцев, пеналов и т. п. — огромного множества ширпотреба, использующего образы и символику мультфильмов.

Привычными и общедоступными для россиян стали телеканалы, на которых показывают только мультфильмы. Выбор дисков с мультиками тоже безграничен. А высокое качество изображения многократно усилило их притягательность. Мировые премьеры полнометражных мультфильмов стали значимым культурным событием и в России: их широко и умело рекламируют, их показывают в лучших кинотеатрах, их самозабвенно обсуждают на работе, в школе и дома, в средствах массовой информации…

То есть делается все, чтобы этот бизнес процветал, чтобы захватывал в сферу своего влияния как можно больше людей и как можно дольше их удерживал.

Культурологи уже отметили такой феномен начала ХХI века: зрительская аудитория мультфильмов сильно повзрослела. С начала 90-х годов ее постоянно пополняют выросшие дети: оказалось, что от мультиков отвыкнуть труднее, чем от памперсов. Для нового поколения мультики как развлечение вне конкуренции. В свою очередь, их дети, видимо, уже с молоком матери всосут это некритичное отношение, эту потребность глядеть на мелькающие яркие картинки.

Я прихлопнула всю нечисть разом Лариса Петушкова, мать двоих детей (пос. Игра, Удмуртская Республика):

— До поры до времени к зарубежным мультикам я относилась спокойно. Сын-первоклассник вечерами сидел перед телевизором, не приставал, не бегал по дому — и ладно. А потом начались кошмары: что ни ночь — крик, слезы. Ему снился Человек-паук. Именно этот мультик мой ребенок смотрел чаще всего.

Есть такая шутка: страшнее Человека-паука может быть только Человек-тапочек. Вот я и стала этим «тапочком» по отношению ко всей иностранной мультпродукции разом. Пока — ко всей. Пока — без исключения. Спрятала пульт. И договорилась с сыном, что теперь он будет включать телевизор только с моего разрешения. Конечно, пришлось пойти на компромисс, купить дорогущий конструктор «Лего», о котором ребенок давно мечтал.

Одновременно начала воевать с рекламной атрибутикой вредных мультфильмов. Выяснилось, что все одноклассники сына собирают карточки и наклейки с изображением черепах-мутантов и прочей ерундой. Я убедила сына, что собирать карточки с машинами разных марок куда интереснее и круче. Теперь он в классе — эксперт по автомобилям. И конечно, я не покупаю ему одежду с агрессивной мультяшной символикой.

А еще предложила сыну игру. Если игрушка в киндерсюрпризе попадается из серии «мультуродов», то сын отдает ее мне, а вместо нее получает новое шоколадное яйцо.

И главное. Я теперь всегда нахожу 10-15 минут перед сном, чтобы рассказать сыну сказку — обязательно добрую.

Цитата в тему Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино», социолог, член Совета по культуре при президенте РФ:

— «Министерство обороны, секретные службы, милиция, ФСБ — все это детский сад по сравнению с телевидением, которое сегодня является основным ведомством по работе с населением, с внешним миром. По данным на 1 января 2010 года, наши люди тратят на просмотр телевизора в 24 раза больше времени, чем просиживают в Интернете… В 57 случаях из 100 люди нажимают кнопку телевизора, как только входят в комнату. Это потребность первой необходимости. «Главнее» телевизора только свет! Вода, еда, беседа с женой, сексуальные отношения — все это на втором, третьем, пятом месте… Люди не в состоянии выключить телевизор!

Сегодня им кажется, что тем самым они отключаются от самой жизни, лишаются света и кислорода… Это можно сравнить только с потемками. Без телевизора ты в яме канализационной» («Комсомольская правда» от 17.11.2010).

Не узнает кроха, что такое хорошо, что такое плохо Подсказка родителям: некоторые признаки «вредных» мультиков.

В фильме много агрессивных, жестоких персонажей. Они сеют зло направо и налево, все крушат, ломают, портят, иногда даже калечат или убивают.
Даже положительные герои выглядят как отрицательные — внешне несимпатичны, почти уродливы. И это сбивает ребенка с толку, лишает его ориентиров при оценке их поступков.
Плохое поведение не получает внутри фильма оценки, за него не наказывают.
Сюжет нередко представляет собой увлекательную череду остроумных действий (проделок, выдумок, приключений), которые на самом деле никак не могут служить примером для подражания. В реальной жизни они расценивались бы как глупые или бестактные.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
Детей должны воспитывать родители, а не телевизор
1. Выбирайте мультфильмы по возрасту, развитию, натуре и состоянию ребенка. Детям до двух лет вообще нельзя смотреть телевизор. После трех лет осторожно начните с безопасных, проверенных мультиков. В любом случае, ребенок не должен сидеть перед экраном больше полутора часов в день. Если он у вас чересчур нервный, впечатлительный, внушаемый или только что тяжело болел, дозировать и фильтровать мультфильмы для него придется еще тщательнее.

2. Не перекармливайте ребенка мультфильмами. Новый мультфильм должен быть праздником, наградой, поощрением.

3. Не позволяйте ребенку смотреть новый, незнакомый ему и вам мультфильм в одиночку или со сверстниками. Только в присутствии взрослых, которые потом помогут ребенку разобраться в его впечатлениях и оценках.

4. Просмотр мультфильмов не должен заменять живого общения с родителями. Абсолютно и безоговорочно плохо, если роль воспитателя передоверена телевизору.

5. Если вы запрещаете ребенку смотреть какие-то передачи и мультфильмы, одновременно предлагайте хорошую альтернативу. Игрушки, игры, книги, походы, путешествия, поездки, занятия, хобби… Тогда ваши ограничения не будут восприниматься как нечестные.

Альбина Лепко, детский психолог

—-

То, что с помощью мультфильмов можно обучать, воспитывать и развивать ребенка, знают многие. Но не все мультики полезны, а некоторые — даже опасны для психики детей. По каким же признакам определить опасные мультфильмы для ребенка? Дети не всегда могут проигнорировать поступающую информацию сомнительного характера. Ученые подтверждают факты деструктивного влияния на психику детей некоторых продуктов анимационной индустрии, поэтому родителям важно тщательно выбирать мультфильмы для просмотра.

Признаки опасных мультфильмов:

  • Слишком яркие цвета мультфильма. Кислотно яркие цвета и динамичные сцены со вспышками на экране перенасыщают психику детей. Если смотреть такие мультики вечером, то ребенок слишком перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.

  • Громкое звуковое сопровождение. Резкие звуки, напряженная музыка оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль и повышенную тревожность.

  • Присутствие сцен агрессии и насилия. Следует избегать мультфильмов, где герои проявляют повышенную агрессию по отношению друг к другу, постоянно дерутся, наносят вред окружающим, а также демонстрации атрибутов смерти (орудия убийств, кладбища, кровь, черепа). Ребенок после просмотра может проявить агрессию и жестокость в реальной жизни.

  • Плохое (девиантное) поведение героев никак не наказывается, а иногда даже приветствуется. В мультике персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются социальные запреты. Также следует избегать мультиков, в которых отсутствует четкая граница между добром и злом, где даже положительные герои могут совершить плохие поступки ради своих интересов.

  • На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи.

  • Присутствуют сцены неуважения к людям, растениям и животным. Во многих современных мультиках есть насмешки, глумление над слабыми, беспомощными героями, безобразное отношение к старости, материнству. Если любимый герой невоспитан, задирист и груб, то циничное непристойное поведение ребенка не заставит себя ждать.

  • Уродливые, несимпатичные персонажи. Для детей внешность героев очень важна, ведь они идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение. Резкие угловатые супергерои могут восприниматься девочками как образец будущего мужчины, а большеглазые таинственные и загадочные героини – как идеал для мальчиков.

  • Трансляция нестандартных примеров полоролевого поведения. Многие современные мультики показывают мужественных женщин, которые носят мужскую одежду, проявляют волевые черты характера и демонстрируют силу, и наоборот. В дошкольном возрасте происходит половая идентификация детей. Просмотр таких сцен может оказывать негативное влияние на поведение ребенка.

  • Жаргонные, нецензурные выражения. Даже, на первый взгляд, в самых безобидных мультиках порой проскакивают такие выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а мультики показывают, что ругаться можно, в результате ребенок находится в недоумении, авторитет родителей может пошатнуться.

—-

Деградация России:

вред и польза мультфильмов их влияние на детскую психику

вред и польза мультфильмов их влияние на детскую психику

вред и польза мультфильмов их влияние на детскую психику

__________________________

P. S.: Когда-то мы смотрели «Маша и Медведь». В один момент я увидела, что дочка начала её копировать своим поведением… С тех пор этот мультик стал для нас табу! Спустя несколько месяцев поведение дочки стабилизировалось, вернулось в прежнее русло — вовремя среагировала.
А недавно увидела этот пост… Другие подобные мультики ни разу не смотрели и, думаю, ещё не скоро дам смотреть…

Смотрим выборочно советские мультики. Мультик «Ну, погоди!» и ему подобные — не смотрим.
Из современных — развивашки, типо: «Занимательные уроки Р. Саакаянца, типо «Азбука для малышей, и др.», «Тони Лав», «Даша путешественница», «Гоу Диего», «Уми Зуми», «Гупи пузырики», «Макс и Руби», «Чудо-зверята», «Луи», «Ни Хао, Кай-Лан»…, — на
канале «Nick Jr.».
Ещё смотрим передачи о диком животном и подводном мире, — на канале «ND Wild».

вред и польза мультфильмов их влияние на детскую психику

Сегодня, в эпоху цифровых технологий, очень стремительно развивается мультипликация, разные жанры которой способны удовлетворить самого привередливого зрителя. Просмотр мультфильмов играет важную роль в развитии ребёнка во всех аспектах — физическом, эмоциональном, мировоззренческом, интеллектуальном. Поэтому ответственные родители поднимают закономерные вопросы: не причинят ли вред детской психике современные мультфильмы?; каким мультфильмам отдать предпочтение — зарубежным или отечественным?; разрешать ли вообще ребёнку смотреть мультфильмы?

Мультфильмы любимы всеми за счёт яркости образов, доступности для восприятия сказочных жанров, благодаря игровым сюжетам, общению героев, содержательно детям понятного. Мультяшные персонажи формируют первичные представления ребёнка о добре и зле, социальном поведении. Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.

Мультпродукция способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Родители не должны считать мультфильмы универсальной палочкой-выручалочкой, когда можно посадить малыша к экрану телевизора или монитора и забыть про него, думая, что он смотрит что-то хорошее и развивающее. Всегда необходимо очень чётко осознавать влияние разных мультфильмов на психику и восприятие окружающего мира ребёнком. Если нет возможности предварительно ознакомиться с мультфильмом, то желательно хотя бы вместе с ребёнком его просматривать, чтобы иметь возможность комментировать содержание, обращая внимание на позитивные и негативные его стороны, помогая провести черту между добром и злом.

Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы.

Для ряда зарубежных мультфильмов характерно и откровенно деструктивное влияние на ребёнка: употребление сомнительных речевых приёмов, ругательств, оскорблений, демонстрация антисоциального поведения в привлекательном ракурсе, спорных гендерных особенностей поведения, нереалистичных образов и сексуальной нетрадиционной ориентации. Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений). Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам.

Рассмотрим признаки вредных мультфильмов более детально, иллюстрируя эпизодами из мультпродукции, завоевавшей большую детскую аудиторию, в некоторых случаях описывая возможные последствия для психики ребёнка и его поведения.

1. Превалируют агрессивные действия главных героев, сцены насилия, убийств. Как следствие, дети в своих поступках проявляют гнев, безжалостность, эгоизм, что в будущем чревато совершением общественно опасных деяний…

2.Персонажи постоянно демонстрируют девиантное поведение, динамично развивающийся сюжет строится только на этом, не давая времени на осмысление его нормативной подоплёки. Нарушения сложившихся в обществе правил поведения, показанные в мультфильме, не способствуют формированию у детей послушания, снимают табу на плохие поступки.

3. Преобладание в сюжете опасных сцен, трюков, форм поведения, которые сложно претворить в реальной жизни. Подражание им детьми может привести не только к разочарованию, неадекватному восприятию реальности, но и к потере здоровья.

4. Неуважительное отношение положительных героев к людям, животным, растениям, когда такие сцены преподносятся с юмором. Юмор создаёт высокий эмоциональный фон — необходимое условие для прочного запоминания, при этом критический анализ смыслового контекста изображаемой сцены даже при участии родителей сильно затрудняется. Последствия просмотра таких мультфильмов детьми могут не заставить себя долго ждать. Первыми это ощутят родители в форме детской циничности, грубости, жестокости.

вред и польза мультфильмов их влияние на детскую психику

Неуважительное отношение положительных героев к людям, животным, растениям, когда такие сцены преподносятся с юмором. Фото: bdrip.ru

5. Главными персонажами являются герои, не похожие на тех, кто встречается в человеческом обществе, часто с уродливой внешностью. Как считают психологи, внешность мультяшных персонажей имеет огромное значение для формирования психики ребёнка. Если персонажи вымышленные, независимо от их ролевых функций ребёнок теряет внутренний ориентир для адекватной оценки окружающего мира. Стремясь подражать своим любимым героям в разных проявлениях, он всё более погружается в виртуальную реальность.

6. Герои демонстрируют неадекватные гендерные особенности поведения. Мужчины могут быть безвольными, безынициативными, а женщины — мужественными, агрессивными, напористыми, легко справляющимися с традиционно мужскими обязанностями, игнорирующими или пренебрежительно относящимися к воспитанию детей, поддержанию семейного очага.

7. Демонстрируется неуважительное отношение к традициям и взрослым, поощряется быстрое достижение целей, без особых внешних и внутренних усилий, нередко в результате противоправных действий, коварства и хитрых уловок.

8. Фигурируют образы таких мужчин и женщин, которых нет в действительности, их фигуры имеют нереалистичные пропорции, кукольные лица шаблонны, что взрослеющего мальчика обрекает на бесплодные поиски своей «половины», а девочку толкает на тщетные попытки выстроить свой образ в соответствии с недостижимым идеалом. Искажение не только людей, но и животных, и иных объектов окружающей человека среды также затрудняет адаптацию ребёнка к социуму, способствуя бегству в виртуальный мир. В отличие от зарубежных, в отечественных сказках нередко лица, фигуры людей, окружающая их обстановка и природа и натуралистичны, и оставляют простор для достраивания образов.

9. Поведение героев не целомудренно; женщины (животные, которые изображают человеческие отношения) очень физиологичны, ведут себя напористо или даже демонстрируют признаки нетрадиционной ориентации.

Поведение героев не целомудренно. Фото: torfilm.ru

Представленные признаки вредных мультфильмов нередко носят комплексный характер. Если растущий человек пропускает через себя большое количество такой мультпродукции в течение длительного периода времени без корректирующего влияния взрослых, то вероятность деструктивного его развития сильно возрастает, так как справедливо предположить, что вредоносное воздействие отдельных факторов в этом случае усиливается.

Ниже представлены некоторые из наиболее часто встречаемых ответов на вопросы родителей специалистам (с сайта Maмa.Ру). Ответы предусматривают ограничение времени просмотра мультфильмов. Такие рекомендации полезны не только для сохранения здоровья, но и создают условия для восприятия ребёнком разъяснений взрослых. Ведь критическое осмысление требует от него существенных интеллектуальных усилий и минимизации отвлекающих факторов. Поэтому чем более сомнительна польза для растущего человека от просмотра мультфильма, тем последовательнее необходимо придерживаться приводимых ниже рекомендаций. Кроме того, некоторые из рекомендаций во многом подтверждают те заключения, которые сформулированы в связи с обозначенными выше признаками вредных мультфильмов.

С какого возраста детям рекомендовано смотреть мультфильмы?

Как считают врачи-офтальмологи, детям до двух лет не рекомендовано показывать мультфильмы. Потом можно, но следует принять во внимание основные принципы при подборе первых мультиков детям: картинки должны очень медленно меняться для наилучшего восприятия детьми; сюжет должен быть понятным и несложным для ребёнка, а длительность — минимальной.

Каковы критерии выбора продолжительности мультфильмов?

Для детей, возраст которых более четырёх лет, продолжительность мультфильмов должна составлять до 20 минут, показывать не более двух раз в день; в пять-шесть лет длительность просмотра можно увеличить до 40 минут, для младших школьников — полтора часа 2-3 раза в неделю. При нарушенном зрении, особенно близорукости, длительность просмотра должна быть минимальной, до 10 минут. Но нельзя полностью запрещать ребёнку просмотр мультфильмов, чтобы в детском коллективе ребёнок не чувствовал себя обделённым. С началом школьного обучения следует перевести ребёнка на двухдневный режим просмотра мультфильмов в выходные дни.

Правильная организация просмотра мультфильмов

Наиболее подходящей для просмотра мультфильмов считается первая половина дня. По мнению педиатров и психологов, не следует детям смотреть мультики перед сном, особенно детям впечатлительным. Слишком длительные мультипликационные картины следует разбить на части. Правильная осанка и расстояние до экрана играют очень важную роль в физическом развитии детей. Родителям следует следить, чтобы расстояние до экрана телевизора было около двух метров, угол просмотра был прямым. Если у ребёнка начали слезиться глаза, следует немедленно прекратить просмотр. Прежде чем показывать ребёнку новый мультик, родители сами должны его просмотреть.

Как правильно выбирать мультфильмы для просмотра?

Критерии выбора мультфильмов очень просты по своей сути. Если в мультфильме отсутствуют агрессивные, аморальные модели поведения, а ещё лучше, если в сюжете чётко прорисовываются качества доброты, милосердия, целомудрия, то такой мультик может расцениваться как полезный, имеющий воспитательный потенциал.

Каким образом мультики влияют на детскую психику?

Агрессивные, захватывающе-динамичные мультфильмы вызывают у ребёнка напряжённость, кратковременный смех, а после просмотра — излишнюю возбуждённость с проявлением словесной и физической агрессии. Наоборот, добрые мультики порождают у малышей массу позитивных эмоций, сопереживание, улыбки, а после просмотра — воодушевление, смех, спокойное состояние.

Можно ли оставлять ребёнка наедине при просмотре мультфильма?

Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка при просмотре мультфильма, особенно если он смотрит картину в первый раз. Ведь ребёнку в любой момент может понадобиться Ваша помощь, объяснение какого-либо фрагмента или ситуации. Ребёнку практически всегда интересна реакция родителей на происходящие события. После просмотра мультфильма с ребёнком нужно обсудить мультфильм, персонажей, спросить: «А как бы ты поступил на месте того или иного героя?»

Может ли просмотр мультфильмов навредить ребёнку?

Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания. Но если родители контролируют ситуацию, то просмотр добрых, хороших, поучительных и развивающих мультфильмов пойдёт только на пользу детям.

В заключение хотелось бы всё-таки акцентировать внимание на позитивном развивающем потенциале хороших мультфильмов. Хорошие мультфильмы — это в меру яркие (нередко в западных мультфильмах применяются слишком яркие, ядовитые цвета), зрелищные, образные, с простым и добрым сюжетом, доступные детскому восприятию мультфильмы.

Хорошие мультфильмы формируют у ребёнка первичные представления о добре и зле в контексте общечеловеческих ценностей, лучших образцов культурного наследия. Через сравнение себя с положительными героями растущий человек должен иметь возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

События, происходящие в хорошем мультфильме, повышают осведомлённость ребёнка, развивают его мышление и воображение. Отметим, что подавляющее большинство советских мультфильмов, по мнению многих специалистов, отвечают этим критериям. Для них характерно, что зло не вечно «правит балом», добро побеждает, часто перевоспитывая даже отрицательных персонажей. К сожалении, современные российские мультфильмы всё больше напоминают зарубежную мультпродукцию.

Хороший мультфильм должен быть подарком, праздником для ребёнка. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Следует иметь в виду, что нормально развивающийся ребёнок всегда предпочитает телевизору «живое» общение, окружающий его социум.

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема – иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш – развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.

Что рекомендуют специалисты?

Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», — восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», — рассуждает папа.

Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм – ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема – мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них – необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран – это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс – это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.

Похожие посты

Оставить комментарий

Сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» предлагает своим читательницам обсудить такую проблему, как современные детские мультфильмы, вред которых многие родители серьёзно недооценивают.

Многие из детей перед экраном телевизора или монитором компьютера проводят больше времени, чем в общении с родителями. Занятые мамы и папы с удовольствием включают своему ребёнку анимационные фильмы по первой его просьбе.

Ведь это так удобно: ребёнок спокойно смотрит телевизор, не шалит, не разбрасывает игрушки, не пристаёт к маме с вопросами.

Нельзя сказать, что взрослые совсем не подозревают о вреде мультфильмов. Большинство мам и пап знают, что долго сидеть у экрана вредно для здоровья и для психики ребёнка. Но о том, насколько серьёзными могут быть последствия просмотренных малышами анимационных фильмов, точно знают только профессиональные психологи.

Вред мультфильмов для детей

Маленьких детей привлекают яркие, живые картинки. Поэтому практически любые мультики они смотрят охотно и с удовольствием.

Но психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает.

Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.

Психологи также предупреждают о вреде чрезмерно ярких картинок, мелькающих перед глазами ребёнка во время просмотра ими анимационных сериалов и фильмов. Они рекомендуют детям до 3-х лет показывать чёрно-белые варианты мультиков.

Кроме того, сайт sympaty.net выяснил у профессиональных педагогов и психологов: маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие.

Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.

Вред американских мультфильмов

Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире. Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам и непоправимый вред детской психике.

Российские психологи решили провести эксперимент, чтобы точно определить вред зарубежных мультфильмов. Они пересмотрели все самые популярные американские мультики, которые чаще всего показывают по телевизору: «Шрек», «Алладин», «Красавица и Чудовище», «Гуффи и друзья», «Дональд Дак», «Дятел Вуди», «Золушка» и др.

В результате они пришли к страшному выводу: большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, эти анимационные произведения направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создания семьи и продолжения рода.

Каким же образом работает психологическая программа, закодированная в мультфильмах?

Её главным орудием являются мультипликационные героини. Они — полная противоположность известным женским образам из советских мультфильмов. Ведь Алёнушка, Василиса, Золушка, Марья-Искусница и другие героини, столь любимые детьми предыдущих поколений, отличаются своей скромностью, целомудренностью, какой-то загадочностью. В них нет даже намёка на эротичность. Женственность их фигур едва подчёркивается, а красота является естественной.

У положительных героинь мультипликационных фильмов советской эпохи всегда добрые лица и приятный голос. Они являются олицетворением образа материнства и имеют некую схожесть с образом Богоматери.

Совершенно иными предстают героини американских мультфильмов: вред влияния каждой из них кроется в откровенной сексуальности этих красавиц. Женщины из анимационных фильмов распущены. Они не кокетничают и не заигрывают, а умело соблазняют. И такую раскрепощённую модель поведения у них копируют маленькие девочки.

Психологи заметили: практически все эти героини имеют одни и те же черты лица. Это приводит к формированию у мальчиков идеала женской красоты, которой в природе не существует. В итоге потом им будет сложно найти свою половинку.

К тому же, американские мультипликационные красавицы зачастую ведут себя не по-женски: они заправски дерутся, ругаются, легко справляются с мужской работой, демонстрируют свою физическую силу. Такие героини способствуют формированию у детей неправильных стереотипов женского и мужского поведения. Им начинает казаться, что женщины должны быть сильными и самодостаточными, а мужчины – грубыми и безалаберными.

Вред западных мультфильмов заключается именно в том, что они формируют у детей представление о жизни как о бесконечном развлечении и игре. В результате они вырастают безответственными и неспособными решать взрослые проблемы.

Психологи, исследовавшие вред мультфильмов для детей, заметили, что в США эти анимационные произведения использовались для снижения рождаемости. В нашей стране эффект данного психологического оружия тоже уже заметен.

Но если для Америки снижение численности населения в своё время было необходимостью, то для России оно чревато вымиранием. Выходит, для уничтожения нашей нации Америке вовсе не нужно начинать какую-либо войну, достаточно просто распространять вредные мультфильмы.

Но, слава Богу, не всё так страшно. Взрослым вполне под силу защитить своих детей от негативного воздействия западной анимации.

Как защитить детей от вредных мультипликационных фильмов

Конечно, полностью исключить просмотр телевизора из режима дня ребёнка практически невозможно: всё-таки технический прогресс внёс определённые коррективы в наш образ жизни.

К счастью, любой родитель вполне может защитить своего малыша от негатива телевидения. Для этого нужно не так много.

  1. Необходимо хорошо знать содержание анимационных произведений, которые смотрит ребёнок. Нужно постараться, чтобы малыш не видел сцен насилия, не слышал вульгарного юмора, нецензурных высказываний.
  2. Даже самый вредный мультфильм не отразится на психике ребёнка, если он будет смотреть его вместе с родителями, комментирующими происходящее на экране. Родительская оценка поможет дошкольнику лучше понять, где в сказке выдумка, а где – отражение жизни.
  3. Мама может предложить своему малышу смотреть не вредные мультфильмы, а поучительные. Совсем маленькому ребёнку, например, будет интересно и полезно посмотреть такие шедевры советской мультипликации, как «Трое из Простоквашино»,  «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Поросёнок Фунтик», «Мама для мамонтёнка», «Чебурашка». Есть хорошие, поучительные мультфильмы и среди современных: «Лунтик»,  «Уроки тётушки Совы», «Фиксики», «Барбоскины» и др.
  4. Нельзя допускать, чтобы телевизор полностью заменил ребёнку общение с родителями.

То есть, вред и польза мультфильмов для детей полностью зависят от родителей. Если мама предложит своему малышу хорошие анимационные фильмы, если научит его пересказывать и обсуждать увиденное, а позже – и анализировать, то в будущем ей можно будет не опасаться за влияние всех видов СМИ на его психику.

Доверив же воспитание малыша телевизору, родители могут потерять контроль над своим ребёнком полностью и навсегда.

——
Автор – Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *