Ментальная арифметика польза или вред для детей

Содержание

Подходит к концу первый месяц летних каникул, и многие родители до сих пор не знают, чем занять ребенка. И в эти моменты на память приходят многочисленные баннеры и объявления, которые висят на улице и рекламируют ментальную арифметику. Конечно же, каждый родитель хочет вырастить из ребенка великого Архимеда и поэтому отводит свое дитя на занятие. Но мы расскажем вам страшную тайну – ментальная арифметика фактически никак не влияет на развитие вашего чада и в лучшем случае может быть бесполезной.

Массовое действие на подсознание

«Научим считать вашего ребенка без калькулятора», «Ваш ребенок станет самым умным в классе», «Научите считать свое дитя быстрее калькулятора» – подобные объявления встречаются часто. Заманчиво? Даже очень. Маркетинг и делают свое дело. Родители видят и слышат о ментальной арифметике всюду, и это действует на подсознание. Мамаши-домоседки тут же мчатся отдавать своих детей на чудо-курсы. Массовость этого тренда началась примерно год-два назад.

Для начала разберемся, что такое ментальная арифметика и в чем ее феномен в изложении адептов быстрого счета.

Несколько тысяч лет назад жители Китая изобрели необычные счеты – абакус. Это стало одним из серьезнейших достижений в области арифметики. В XVI веке эти же счеты дошли до Японии и там также обрели популярность. Но протяжении 400 лет абакус претерпевал изменения и усовершенствования, так появились еще одни счеты – соробан, которые также полюбились в народе. Эти самые счеты абакус помогают научиться быстро считать в уме, складывать, делить и производить другие действия с большими числами быстрее, чем это сделает калькулятор. На сегодняшний день особую распространенность получили именно счеты абакус, ими пользуются в Америке, Корее и в Южной Азии.

ментальная арифметика польза или вред для детей

В один момент, как грибы после дождя, стали появляться школы ментальной арифметики. Учителя в этих школах утверждают, что после курса занятий ваш ребенок станет гением. Уроки по быстрому счету рассчитаны для детей от 4 до 16 лет. Считается, что именно в этот период мозг ребенка пластичен и им легко усваиваются новые навыки. Обу­чаясь с помощью абакуса, ученик может решить любые арифметические задачи, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.

Как утверждают маркетологи, ментальная арифметика может способствовать развитию обоих полушарий головного мозга. Занятия проходят один раз в неделю по два часа, курс длится 2-2,5 года. За это время ребенок учится быстро считать и может решать практически любые примеры из начальной школьной программы. Довольные родители утверждают, что их чадо подтянулось не только по математике, но и другим предметам. И как же раньше жили без ментальной арифметики?

А теперь – более трезвый взгляд на жизнь.

«Вы совершаете большую ошибку!»

Безусловно, первые результаты будут видны уже на начальной стадии. Родители удивляются умениям своих детей, радуются, гордятся ими и ждут, что из них вырастут самые лучшие математики. Но у любой медали есть обратная сторона и не стоит забывать, что громкие лозунги – это лишь , способ вытащить побольше денег и привлечь народ. Эти школы обещают научить быстрому счету, и они это делают, но второго Пифагора на таких курсах вы не воспитаете.

ментальная арифметика польза или вред для детей

Ильяс Шакенов

Ильяс Шакенов – преподаватель физики и математики, основатель компании Sky students. Окончил РСФМШИ им. Жаутыкова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, механико-математический факультет, бакалавриат, магистратуру, докторантуру по специальности «Вычислительная математика». Ильяс уже не первый год занимается с детьми и сталкивается с явлением ментальной арифметики. Он согласился ответить на наши вопросы и расставил все по местам.

Есть ли польза от ментальной арифметики?

– Я считаю, что ментальная арифметика интересна как метод вычисления, но не стоит уделять два с половиной года, чтобы развить такие навыки, как сложение и умножение многозначных чисел друг на друга, такие задания не просто не встречаются в школьной программе, но и не развивают логику и остальные необходимые навыки.

Разработчики метода утверждают, что занятия ментальной арифметикой развивают память, воображение, творческое начало, однако упражнения, которые они выполняют, не столь разнообразны и не подходят каждому. Можете уделить этому 5-7 дней, покачать головой и идти дальше.

Насколько она эффективна в решении задач?

– В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.

Правильно ли, что родители массово начали отдавать своих детей обучаться этому методу?

– Родители совершают большую ошибку, отдавая детей на курсы ментальной арифметики, да еще и на длительный период.

Так ли необходима эта программа для развития математических способностей у детей? Какие есть альтернативные и более действенные методы?

– Требуется большой комплекс упражнений, вызывающих интерес к математическим методам, занятия с логическими заданиями, любовь и предрасположенность родителей в вопросе образования, хорошие языковые навыки, поощрение к вычислениям в уме, объяснение теорем и методов с доказательствами, а не просто механическое заучивание.

Важно поддерживать интерес к чтению, необходимо учить решать практические задачи, чтобы ребята осознавали, что математика действительно работает и помогает в жизни. И наконец, ребенок должен развиваться всесторонне, в чем родителям поможет два аспекта: ограничить использование компьютеров и телефонов, а также начать заниматься со своими детьми с раннего возраста самостоятельно, а не впихивать им деньги и игнорировать их человеческие потребности.

Лучше разгадайте кроссворд

Занимаясь лишь ментальной арифметикой, гения не вырастишь. Ребенок развивается только в одном направлении – в устном счете. Причем этот навык, конечно же, пригодится при походе в магазин, но не более. И складывается тенденция, когда молодые мамочки, следуя новому тренду, насильно отдают дитя в школу арифметики в раннем возрасте, когда малыш и сам не может понять, интересно ему это или нет. Ребенок становится подобен компьютеру, в который заложили одну программу и требуют ее выполнения. И вред от метода быстрого сложения будет ощущаться чуть позднее, когда в старших классах придется решать задачи, которые требуют не только счета, но и разносторонности.

Заниматься со своими детьми нужно самостоятельно и делать это не однобоко. Умение быстро считать в уме действительно интересно, но при этом у ребенка просто атрофируются другие способности. И психологи заявляют, что ментальная арифметика – это не какое-то ноу-хау, это не чудо-методика, которая даст запредельные возможности ученику, это лишь один из вариантов тренировки мозга, как изучение языка, заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов. Поэтому подумайте, так ли нужно перегружать ребенка трехзначными вычислениями, когда эффект будет такой же, как от разгадывания кроссворда.

Ментальная арифметика, отзывы о которой преимущественно положительные, стала очень актуальной именно сегодня. Так считает Евразийская ассоциация ментальной арифметики, в которую может вступить любой желающий. По мнению специалистов, занятия с абакусом помогают добиться успеха и самореализации.

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика, отзывы о которой иногда категорически противоречивы, — новый модный тренд, с помощью которого, по мнению членов ассоциаций, возможно развитие творческих способностей, гармонии обоих полушарий головного мозга ребенка, скорейшей его адаптации и технологической независимости. Древняя методика, некогда применявшаяся в Китае и Японии для подсчетов в торговле, геометрии и астрономии, снова оказалась востребованной и стала решать сложные задачи гармонического развития с помощью предельно простого устройства.

В каком возрасте рекомендована

Ментальная арифметика, отзывы о которой то восхищенные, то негодующие, представляет собой подсчет на древнем калькуляторе с использованием обеих рук. Первая ступень проходится ребенком на реальном абакусе, на второй – ребенок представляет себе нехитрое устройство в виде образа и считает уже в своем воображении.

Обучать можно ребенка, достигшего четырехлетнего возраста, но к 12 годам счастливое свойство виртуальных образов становится ему неподвластно. Некоторые школы, особенно не озадачиваясь возрастными ограничениями, набирают учеников до 16 лет.

Ментальная арифметика – методики и приспособления

В основу обучения положены каменные счеты Древнего Китая, носившие название «абак» («абакус»). Позже их использованием озаботились японцы, а на сегодняшний день любой взрослый пользуется современным аналогом в виде калькулятора. Но соробан, актуальный сейчас в Японии и Таиланде, в отличие от традиционных русских счетов косточки располагает вертикально и ни одну цифру не представляет двумя способами. Подобное устройство, по мнению адептов метода, не только развивает творческое мышление, математические способности, виртуальное воображение, но и исключает какую-либо путаницу в подсчете.

Использование абакуса способно быстро научить ребенка считать в уме, освоить четыре арифметических действия.

Отзывы о ментальной арифметике для детей колеблются от самых восторженных до самых негативных, а кое-кто и вовсе жалуется, что после нее ребенок не способен решать уравнения.

Средство для развития мозга

По мнению адептов, влюбленных в магическое действо пропагандистов, и тех, кто преподает сложную науку счета на древнем устройстве — это универсальное, незаменимое средство для развития двух полушарий головного мозга одновременно. Дополнительные преференции, получаемые от менара (ментальной арифметики), для создания которой турок Шен усовершенствовал устройство возрастом в 5000 лет, имеют следующие преимущества для ребенка:

  • инициативность;
  • самостоятельность;
  • прекрасную память;
  • способность концентрировать внимание;
  • богатое виртуальное воображение;
  • наблюдательность;
  • возможность воспринимать информацию на слух;
  • скорость и точность, мыслительных процессов.

Бонусом к этому широкому перечню неоценимых возможностей обещаны бесконечные успехи в музыке и английском.

Положительные моменты

Ментальная арифметика, отзывы о которой иногда включают понятия «новаторская», «современная» и «незаменимая», судя по вышеперечисленным преференциям и впрямь очень полезная вещь.

Эта наука подразумевает развитие интеллектуальных способностей детей, что в дальнейшем поможет им достигать успехов в различных областях деятельности, особенно в тех, которые требуют умения быстро ориентироваться в числовой информации. При этом концентрация внимания достигает максимальных показателей; возрастает скорость реакций, наблюдательность. Это ведет к быстрому усвоению школьного материала и повышению уровня успеваемости.

По мнению преподавателей методики, ее применение развивает полушарие, отвечающее за логику с таким же успехом, как и отвечающее за образы. Можно смело хватать за руку своего малыша и бежать записываться в возрастную группу. Главное, не опоздать, потому что в группу, которая уже начала занятия, ребенка не возьмут и придется ждать, пока наберется новая, подходящая по возрасту.

Новаторская методика — мнение родителей

Если не примыкать к числу сторонников или противников методики с применением абакуса, можно увидеть интересные тенденции. При изучении арифметических действий ментальная арифметика отрицательные отзывы родителей не вызывает. Хотя некоторые все же относятся к ней с чувством неприятия и скептицизмом.

Для успешного усвоения материала требуется здоровый интерес ребенка и определенные склонности. Если малышу тяжело даются занятия (а это происходит, когда он не интересуется числами или математикой), бесполезна любая ментальная арифметика. Отзывы родителей, искренне уверовавших в новое и прогрессивное в педагогической мысли, приобретают разочарованный и скептический характер.

Негативные моменты

Ребенок выучивается считать на абакусе, с легкостью выполняет в уме простые арифметические действия, но зависает там, где требуется логика, и испытывает большие трудности в решении уравнений.

Теперь стоит вернуться немного назад и прочитать, что обещают детям при обучении системе счета под названием «ментальная арифметика». Отрицательные отзывы родителей, обманутых в своих ожиданиях, требуют объяснить, почему не произошло обещанное развитие второго полушария, отвечающего за логику. А спокойные, уверенные и методичные преподаватели терпеливо разъясняют, что причина подобных неудач кроется в индивидуальности каждого ребенка и особенностях методики.
Ментальная арифметика, отзывы специалистов о которой вызывают восторженные и одобрительные эмоции, дает сбой сразу по нескольким параметрам:

  • не подходит ни в раннем возрасте (4-летним чаще неинтересно), ни в позднем (с 12 лет научиться практически невозможно, если нет определенных способностей);
  • не оказывает помощи там, где требуется логика и абстрактное мышление (хотя обучает быстрому механическому счету в уме);
  • не подходит любому ребенку, у которого нет склонности к математике;
  • не универсальная, а избирательная методика.

Обещанные бонусы в изучении английского и музыки оказываются невостребованными, если ребенок не изучает дополнительно музыку и у него нет способностей к языкам. А способности к языкам часто оказываются счастливым свойством гуманитариев, которые, при всем своем желании, никак не могут заставить себя полюбить математику. Механическая система счета при помощи костяшек или бусинок, расположенных вертикально или горизонтально, более под силу тем, кто идет в бухгалтеры, чем тем, кто предпочитает изящную словесность.

Мировая известность и личные предпочтения

Решение занять свое чадо чем-нибудь неординарным посещает родителей в тот момент, когда они обнаруживают, что все вокруг водят детей на танцы, плавание, в спортивные секции, на иностранные языки. Отсутствие у ребенка особых склонностей или талантов оказывается фактором, побуждающим найти способ развить его средний уровень. Настойчивая , в которой можно услышать про Китай, Японию, Таиланд, Штаты и Турцию, озаботившихся изучением прототипа современного калькулятора в век электроники и нашедших в этом бесспорную пользу и высокую степень детского развития, оказывает на таких родителей магическое действие.

Иногда ребенок ходит на такие занятия (как и на любые другие, впрочем), страдая и мучаясь, но повинуясь железной воле матери или отца. Никто не хочет плохого своему малышу. Любые секции и методики применяются исключительно из благих намерений.

Никаких принуждений

Навязывая ребенку любые занятия, пусть даже такие новаторские и современные, как ментальная арифметика, отрицательные отзывы специалистов послушать никогда не помешает. Специалисты уверены, что ребенок, которому это не интересно, не сможет и не захочет усвоить такие занятия в полном объеме. А если его принуждать и водить насильно, это может сказаться на процессе обучения в школе. На занятиях простой арифметикой, которая и без того не нравится ребенку с гуманитарными наклонностями, простые математические действия будут напоминать о ненавистных часах со счетами и методике под названием «ментальная арифметика».

Отзывы врачей-психологов свидетельствуют о том, что вместо развития способностей по всем направлениям ребенок, не склонный к математическим исчислениям, рискует заполучить лишний комплекс. А развитие комплекса легко стимулируется у малыша при взгляде на тех, кто легко осваивает такую систему счета.

Ментальная арифметика: отзывы учителей

Преподаватели ментальной арифметики отзываются о ней в высшей степени положительно и уверены, что она подвластна практически любому малышу. Они уделяют внимание каждому, терпеливо и доступно пытаются донести свои познания до маленьких учеников.

В интернете гуляет бесчисленное множество видео и обучающих программ, при помощи которых родители, не обладающие свободными денежными средствами, пытаются обучить своих деток в домашних условиях. Плата за изучение ментальной арифметики бывает настолько высока, что даже обещанное бесплатно оборудование в виде абакуса, настенной доски и бесплатных тетрадок не может вынудить родителей отдавать такую сумму ежемесячно.

Если в изучении прогрессивной методики, принятой в Штатах, Турции и Таиланде под названием «менар» ребенок так и не достиг успехов, родителям вполне доброжелательно рекомендуют отдать малыша туда, где он будет заниматься с удовольствием. Например, в кружок шахмат, спортивную секцию или на иностранный язык. В оценке системы счета при помощи бусинок отзывы учителей определяются их приверженностью или отрицанием модного тренда в обучении.

Плюсы и минусы

Способность быстро считать в уме — не самое главное в современном мире, хотя есть любители посетовать на то, что дети все делают при помощи компьютера или электронного калькулятора. Наглядный пример тому – малыши, умножающие и складывающие с легкостью числа в уме, но неспособные при этом решить уравнение с одним неизвестным.

Модное и новое не всегда оказывается самым необходимым, и отзывы о нем могут быть противоречивыми. Поэтому изо всех душевных сил стараясь помочь своему ребенку достичь высот, самое главное – не навредить. Помочь, поддержать, подтолкнуть, стимулировать, но не заставлять насильно, вызывая стойкое отвращение.

ментальная арифметика польза или вред для детей

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок вырос особенным, стал гордостью. Если одни только хвастаются способностями детей, то другие спешат записать свое чадо в специальные школы, где ему помогут развить задатки. В одном из таких специализированных заведений дети узнают, что такое ментальная арифметика. Какие есть плюсы и минусы у методики?

Ментальная арифметика — что это такое?

Под ментальной арифметикой принято понимать программу развития мыслительных способностей и творческих задатков благодаря арифметическим вычислениям на счетах. Методика ментальной арифметики предусмотрена для школьников от четырех до шестнадцати лет. Она основана две тысячи лет назад и сейчас работает в пятидесяти двух странах мира. Ментальная арифметика помогает детишкам развивать оба полушария мозга.

Для чего нужна ментальная арифметика?

Чтобы принять важное решение, родители должны понять, в чем суть ментальной арифметики. С ее помощью ребенок сможет:

  • научиться креативно мыслить;
  • развить память, мышление, логику и смекалку;
  • проявить творческие способности;
  • улучшить успеваемость в школе;
  • вычислять в уме сложные уравнения.

Благодаря таким занятиям, школьник сможет развить логику и научиться ментальному счету. Помимо того, у ребенка появится интерес к новым знаниям и умениям. На таких занятиях всегда интересно и весело: математические примеры могут сменяться танцами, песнями и стихами. Здесь происходит работа над усидчивостью, внимательностью, коммуникацией, воображением и интуицией.

Применение ментальной арифметики

Изучается ментальная математика в специальных школах. За весь период обучения детям нужно пройти от десяти до двенадцати уровней. Каждый такой уровень продолжается не более четырех месяцев. Занятия необходимо посещать один или два раза в неделю. Уже через полтора года ребенок способен делать разные вычисления с 4-х или 5-тизначными числами в уме. Обучение проводится при помощи специального инструмента, который напоминает счеты – абакус. Изначально детям нужно научится работать с ним, перебирая кости пальцами рук.

ментальная арифметика польза или вред для детей

Ментальная арифметика — за и против

У данной методики есть свои преимущества и недостатки. Однако не всем родителям известно чему учит ментальная арифметика. Среди плюсов методики:

  1. Ребенок учится быстро считать в уме.
  2. Благодаря стимуляции мелкой моторики рук, у школьников развивается левое полушарие.
  3. У школьника улучшается успеваемость по многим школьным предметам.
  4. У детей развивается способность добиваться успехов во многих делах.

Не все родители отмечают положительное влияние арифметики на школьника. Среди негативных наблюдений:

  1. В школе ребенок очень спешит и допускает много ошибок.
  2. Решая непростые примеры в уме, школьник не может логически мыслить, ему сложно решать уравнения.

Ментальная арифметика — польза

Многие педагоги и родители замечают пользу от таких занятий. Благодаря урокам ментальной математики:

  1. Можно развить мелкую моторику рук.
  2. Ребенок может развить память. Благодаря данной методике школьник сможет быстро заучивать стихи, песни, иностранные слова.
  3. Школьник учится быстро считать в уме. Такая техника ментальной арифметики пригодится ребенку не только в школе, а и в будущем во взрослой жизни.

Ментальная арифметика — минусы

Прежде, чем принять решение об обучении ребенка данной методике, родители стараются узнать, что дает ментальная арифметика и есть ли риски для школьника. Минусы ментальной математики в стоимости занятий. Не все любящие родители могут оплатить обучение ребенка в специальной школе. Помимо того, мамы и папы отмечают, что после таких уроков ребенок перестал логически мыслить и нередко в средней школе спешит и допускает ошибки. Специалисты утверждают, что заниматься методикой лучше детям с математическими способностями.

ментальная арифметика польза или вред для детей

Книги по ментальной арифметике

Если у родителей все же есть сомнения нужны ли ребенку такие знания, сделать правильный выбор поможет литература. Расскажут, что развивает ментальная арифметика книги:

  1. М. Воронцова «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить» — описывает преимущества и недостатки данной методики.
  2. Б. Артур, Ш. Майкл «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы» — описаны простые приемы, с помощью которых можно научиться производить разные операции с большими числами в уме.
  3. К. Бортолато «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20» — один из новых уникальных комплектов, способствующих обучению детей счету.
  4. А. Бенжамин «Матемагия, Секреты ментальной математики» — в доступной форме рассказывает про сущность ментальной арифметики.
  5. С. Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» — книга для детишек от 4-х до 6-ти лет. Благодаря данному учебному пособию ребенок сможет узнать основы ментальной арифметики.
  6. Абакус-центр «Ментальная арифметика» — описаны простые упражнения для школьников.

Когда и где берет начало ментальная арифметика?

Родиной ментальной арифметики считаются страны Востока: Китай и Япония.

Началом ее существования можно считать изобретение счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Те древние счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек.

Известно, что в России в конце XV столетия были придуманы так называемые «русские счеты». Их особенностью было то, что в них применялась десятичная система счисления.

В XVI веке китайской счетной доской суаньпань заинтересовались в Японии. Японские счеты использовали пятеричную систему счисления и назывались соробан (абакус).

Современные японцы считают, что и сегодня обучение счету с использованием соробана имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным подсчетом на бумаге. Этот метод тренирует мозг, увеличивая количество нейронных связей, и способствует развитию интеллекта и творческих способностей.

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ. На своей родине — Японии, она включена в школьную программу как обязательный предмет.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России. Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка.

Это методика тренировки головного мозга, благодаря которой, ребенок приобретает навыки правильного и быстрого счета в уме. Также ментальная арифметика нацелена на развитие обоих полушарий мозга, помогая ребенку в дальнейшем воспринимать и запоминать большой объем информации, правильно обрабатывать усвоенное, мыслить логично и быстро принимать решения.

Польза или вред ментальной арифметики?

Человеческий мозг поделен на левое и правое полушарие. Как показывают научные исследования, у каждого полушария имеются свои функции. Правое отвечает за интуицию и творческое мышление, в то время как левое способствует абстрактному мышлению и логике. Принято считать, что левая сторона мозга преобладает над правой. В идеале же, нужно, чтоб оба полушария использовались одинаково.

ментальная арифметика польза или вред для детей

Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария.

Наша задача — заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе. Как же достигнуть таких результатов? Это возможно при выполнении математических операций на абакусе обеими руками. В конечном итоге это способствует освоению быстрого счета, а также развитию и совершенствованию аналитических навыков. Ученые сравнили калькулятор с абакусом и пришли к однозначному выводу, что первый из них расслабляет активность мозга. Абакус же, напротив, оттачивает и тренирует полушария.

Есть также мнение, что ментальная арифметика портит развитие ребенка так как не дает реальных математических знаний. Но ментальная арифметика это не математика, это не изучение формул, теорем. Это в первую очередь тренажер который развивает мозг, его функции и активность.

В чем суть обучения ментальной арифметике?

Суть обучения ментальной арифметики состоит в том, чтоб развивать интеллектуальные способности, которые являются основой для будущих учебных успехов и личностного развития. Ведь главное это умение пользоваться своим интеллектом, добытыми знаниями по пути осуществления желаемых целей.

Благодаря обучению ваш ребенок:

  • осваивает быстрое решение математических действий, таких как сложение, вычитание, умножение и деление без помощи калькулятора
  • развивает воображение и раскрывает творческие способности
  • становится более наблюдательным, повышается скорость и точность реакции
  • развивается фотографическая память
  • концентрируется внимание, как следствие улучшение успеваемости в школе
  • помогает ребенку стать более целеустремленным и обрести уверенность в себе
  • развивается память, ребенку легче запоминать стихотворения и учить иностранные языки

Нынешняя образовательная система устроена таким образом, что обучение больше направлено на точные науки, которые развивают левое полушарие мозга. Правая часть, которая отвечает за творческий потенциал, особо не задействована, так как упор идет на развитие логики и интеллекта. Левое полушарие позволяет мыслить более стереотипно, и поэтому ребенку иногда трудно найти выход в довольно простой ситуации.

На первичном этапе обучения ребенка, упор делают на работу со счетами — Абакус. Для лучшей стимуляции как правого так и левого полушария мозга при работе со счетами, ребенок использует две руки разу. Малыша обучают сразу 4 видам математических операций таких как: умножение, деление, сложение и вычитание. Для более эффективного процесса деятельности используется равная работа обоих полушарий одновременно.

Далее по ходу обучения уменьшается работа со счетами, благодаря чему начинает развиваться воображение, с помощью которого ребенок сможет делать простейшие математические операции у себя в голове, представляя счеты.

Ребенок, который занимается ментальной арифметикой, при решении задачи по математике, воспринимает числа как картинки и соответственно каждое число будет напоминать про определенное изображение на косточках счетов.

Что из себя представляют эти счеты — Абакус?

Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.

Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.

По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре. Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение. Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия.

Азы счета в ментальной арифметике

Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5».

Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц.

Попробуем выполнить сложение

Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным.

Второй этап обучения

После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса.

Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении. Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо. Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число? Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы.

Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

Почему ментальной арифметике необходимо обучать своих детей с раннего возраста?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Как проходит обучение ментальной арифметике?

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

Поскольку обычно дети начинают обучаться с раннего возраста, занятия построены в игровой форме. Педагоги стремятся увлечь ребенка и дать ему мотивацию к тренировкам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *