Дети и гаджеты польза и вред

Eсли задать вопрос о пользе и вреде для детей гаджетов на каком-нибудь «мамском» форуме, мнение большинства можно будет выразить так: да, компьютер, телефон, телевизор не слишком полезны, но куда же без них, если нет помощников, да и вообще не хочется, чтобы ребенок выглядел среди сверстников белой вороной… Есть ли детство без гаджетов?

Психологи всерьез обеспокоены: массовое увлечения виртуальными забавами вытесняет другие виды занятий, естественных и необходимых для развития ребенка. Сокращается время прогулок, подвижных игр, чтения, общения с родителями и со сверстниками.

Чем заняться с ребенком в непогоду: 13 веселых идей

Реальные возможности

Но если бы в гаджетах таился только вред, ни один здравомыслящий родитель не дал бы их своему ребенку. Какие же благоприятные возможности открываются перед маленькими пользователями?

1 Огромный выбор обучающих программ. Если с задачей научить ребенка различать цвета и формы справится любая мама, то обучение иностранному языку можно доверить гаджету, особенно когда родители не уверены в своих знаниях.

2 Возможность быстро и легко найти информацию. Раньше ребенку, чтобы подготовить какой-нибудь доклад, нужно было проводить долгие часы в библиотеке, теперь от цели его отделяет пара кликов в любом поисковике. Родителям Интернет дает возможность ответить на любое из тысячи «почему» крохи, а не отмахнуться от сложного вопроса.

3 Развитие мелкой моторики. Маленькие пальчики бегают по экрану или по кнопкам клавиатуры. И, конечно, здесь требуется определенная сноровка.

4 Развитие логики. Чтобы использовать гаджет, ребенок должен уловить принцип его работы, разобраться в том, куда и в каких случаях нужно нажимать.

5 Развитие зрительного и слухового восприятия. Малыш видит изображения и следит за ними, его мозг воспринимает и перерабатывает информацию.

6 Более быстрое освоение информационных технологий в дальнейшем. Ребенок, который рано подружился с планшетом, не растеряется на уроках информатики.

Правила игры

Каких же правил стоит придерживаться, если у ребенка уже наметилась зависимость от гаджетов или если вы хотите предупредить ее возникновение?

✓ Пользуйтесь функцией родительского контроля. С ее помощью можно ограничить время использования гаджета или заблокировать доступ к определенным сайтам и приложениям. В этом случае функция запрета переносится с родителей на гаджет, конфликт не возникает.

✓ Соблюдайте баланс с реальными занятиями. Не забывайте про творчество, чтение книг, подвижные игры, прогулки.

✓ Не подменяйте реальные игры их виртуальными суррогатами. Игра на планшете в шахматы — не то же самое, что шахматная партия с папой или другом.

✓ Изучите сами и покажите ребенку полезные приложения. Пусть малыш узнает, как вести записи, обрабатывать аудио, видео и фотографии, читать электронные книги и т.д. Начните с тех приложений, которые основаны на реальных интересах ребенка. Уж если вы решили познакомить детей с гаджетом, используйте его с умом и научите этому наследников!

Проблемы психологии

1 Кроха не способен занять себя самостоятельно. Многие родители жалуются на то, что если ребенок лишается общения с гаджетами — в качестве наказания или по объективной причине (сел аккумулятор), — он практически не способен занять себя самостоятельно и предпочитает дожидаться нового «сеанса». Нередко реакцией на лишение игры становится истерика.

2 Не развивается фантазия. Детям не нужно ничего придумывать — разработчики все уже нафантазировали за них.

3 Ребенок становится пассивным потребителем информации. Крохе не нужно самому что-то искать, выбирать, не нужно принимать никаких решений и думать, чем себя занять. Он просто нажимает волшебную кнопку, и его развлекают.

4 Формируется зависимость. Родители, уже познакомившие детей с гаджетами, отмечают, что неестественная тяга к ним формируется молниеносно — буквально «с первого взгляда». Причем независимо от возраста ребенка.

5 Появляются трудности в общении. Дети, которые «дружат» с гаджетами, сложнее сходятся с другими детьми. И это также актуально для всех возрастов. Малыши выбирают просмотр мультфильмов, а не игры со сверстниками, школьники — переписку в соцсетях, а не футбол или совместную прогулку.

Цифры и факты

По данным исследования, проведенного Институтом современных медиа MOMRI (Modern Media Research Institute):

  • к 10 годам почти у каждого ребенка в России есть свой гаджет;
  • у 25% детей уже в 3–4 года имеется какой-либо гаджет;
  • самый распространенный «детский» гаджет — планшет;
  • 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играют в игры и используют приложения на телефоне или планшете;
  • при том что 76% родителей играют с ребенком в различные развивающие игры, только 15% пап и мам играют в развивающие игры вместе со своими детьми, используя телефон и планшет.

Развивающие игры для детей от 1 года с плюшевым зайкой
Иногда мамы теряются, с чего начать? Конечно, с игр с плюшевым зайкой!

Проблемы физиологии

1 Влияние на зрение. Некоторые исследования утверждают, что современные мониторы и экраны не несут никакой непосильной нагрузки на глаза ребенка. Тем не менее, не будет лишним соблюдать элементарные санитарно-гигиенические требования и рекомендации офтальмологов.

2 Источник стресса. Чрезмерные эмоциональные переживания, даже положительные, — стресс для человека. Когда ребенок слишком поглощен какой-то игрой или мультфильмом, яркие события и захватывающий сюжет стимулируют выброс гормонов стресса в организме. Вот почему после общения с гаджетами дети нередко проявляют повышенную агрессивность.

3 Нарушение осанки и мышечный спазм. Благодаря гаджетам, дети больше времени проводят без движения, в неудобных статичных позах.

Цифры и факты

Общая продолжительность пользования гаджетами:

  • до 2-х лет — не рекомендуется;
  • 2–3 года — до 30 минут в день;
  • 3–7 лет — до 45 минут в день.

При этом обязательны перерывы каждые 15 минут.
Пользоваться гаджетами допускается только сидя, в темное время суток обязательно с дополнительным освещением.
Расстояние до экрана — 35–40 см.

Гимнастика для глаз: научим наших малышей!

1. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали (направо — налево) и по вертикали (вверх — вниз).

2. Плавно описывайте взглядом фигуры: горизонтальную восьмерку, вертикальную восьмерку, буквы.

3. Сделайте круговые движения открытыми глазами. Сначала двигайтесь по часовой стрелке, затем — против.

4. Сильно зажмурьте глаза, а затем расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.

5. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.

6. Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близко расположенный предмет, например, на оконную раму, а затем вдаль, например, на дерево.

7. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение. Повторите упражнение, посмотрев сначала в левый верхний угол, затем — в правый нижний.

8. Сядьте перед столом так, чтобы спина была ровной. Локти положите на стол, ладонями закройте глаза. Ладони складываются домиком. Длительность пальминга примерно 30 секунд. Во время упражнения глаза должны находиться в полной темноте.

9. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку дыхания на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Затем просто закройте глаза на пару минут, спокойно и глубоко подышите.

Текст: Марина Суздалева, психолог, автор проекта «Клуб Увлеченных Мам»

← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook

Cовременных детей трудно представить без технологичных гаджетов. Даже 3-4-летние малыши сегодня умело играют на планшетах, а дети постарше комфортно чувствуют себя в интернете. Но может ли любовь к электронным устройствам причинить реальный вред детскому здоровью? И стоит ли ребенку запрещать пользовать ими?

Мнение специалистов

Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Однако их правильное и дозированное по времени использование способно принести ощутимую пользу. Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительностью:

  • Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
  • 6 лет — 20 минут;7-9 лет — 30 минут;
  • 10-12 лет — 40 минут;1
  • 3-14 лет — 50 минут.

дети и гаджеты польза и вред

Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа. 

Вред гаджетов для здоровья

Наши мамы и папы, настороженно относящиеся к техническому прогрессу, часто говорят про пагубное «компьютерное излучение». На самом деле, как раз этого стоит бояться меньше всего. Современные устройства, то есть компьютеры, планшеты и смартфоны, не превышают допустимой нормы электромагнитного излучения, если, конечно, не иметь дело с гаджетами 10 часов подряд. Однако опасения на счет проблем со зрением уже не такие беспочвенные. 

Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту. 

Близорукости же стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см, но при условии, что знаки и картинки не слишком мелкие, а разрешение дисплея не ниже 960×640 пикселей. 

Другая проблема связана с общим физическим развитием и, как следствие, ослабленным иммунитетом. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает ребенка возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп и нарушению осанки. Обычно такие неприятности испытывают офисные сотрудники. Для детей же они особенно опасны, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии развития.

Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе. 

дети и гаджеты польза и вред

Ущерб для эмоционального развития

Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. 

С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов. 

Некоторые специалисты бьют тревогу из-за того, что дети слишком много времени проводят в сети и лишаются навыков реального общения. Надо заметить, что виртуальное общение сегодня — норма жизни, и в какой-то момент все дети осваиваются в социальных сетях. Не стоит беспокоиться только потому, что ваш ребенок иногда «чатится» с одноклассниками вместо того, чтобы позвонить им. Однако если у него нет хороших друзей в учебном заведении, и в компании других детей он ведет себя очень скованно — это уже сигнал о возможных проблемах. 

Также родители опасаются, что в онлайн-пространстве слишком много вещей, от которых хотелось бы оградить ребенка до определенного возраста. Действительно, «вседозволенность» интернета может сослужить плохую службу в детские годы. Но эта проблема сегодня решаема благодаря множеству программ родительского контроля. Они позволяют ограничивать время пребывания малыша за монитором (компьютер будет работать только в течение установленного вами времени), а также блокируют весь «взрослый» контент — как целые сайты, так и рекламные баннеры.

дети и гаджеты польза и вред

Польза гаджетов

Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить любовь к чтению намного проще, если время от времени читать красочные интерактивные книги. 

Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение. 

Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видеоуроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня. 

В целом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.

Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. 90 % детей пользуются ежедневно электронными гаджетами. Но помимо пользы они приносят и вред в любом возрасте.

Исследования о влиянии гаджетов на детей давно ведутся в странах Европы и в Америке, поэтому о их влиянии можно судить вполне обосновано. В нашей стране планшеты и смартфоны появились сравнительно недавно и, к сожалению, над этой проблемой мало кто задумывается.

дети и гаджеты польза и вред

Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку гаджеты, поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки. Врачи же утверждают, что давать ребёнку играть в обучающие игры на планшете можно только с 7 лет.

Какое влияние оказывает использование девайса на ребёнка? 10 причин, почему не следует давать ребёнку гаджет:

1. Это вредит физическому здоровью

При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел).

В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук. Это может вызвать ожирение.

При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, залипая в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

2. Это влияет на отношения между ребенком и родителями

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.

Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.

3. Это может вызвать зависимость

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей.

Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

4. Это учащает детские истерики

Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?

Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.

5. Это ухудшает сон

Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает невролог Энн МариЧан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

6.Это вызывает трудности в учебе

Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение.

Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

7. Это не развивает умение общаться

При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.

Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

8. Это может вызвать психические отклонения

Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям. Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению.

При общении в социальных сетях есть большая вероятность наткнуться на психически больных людей, педофилов.

9. Это увеличивает детскую агрессивность

Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально.

Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

10. Это приводит к социальной тревожности

Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность.

Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.

Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.

Смотрите также: Мы собственными руками «убиваем» своих детей

Автор публикации

0 Комментарии: 3Публикации: 1848Регистрация: 23-01-2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *